Современный тренд: инклюзивное образование

01.09.2022

Современный тренд: инклюзивное образование

Сегодня у детей с ОВЗ появляется всё больше возможностей. Но по-прежнему есть родители, которые не имеют опыта взаимодействия с такими детьми, и в этой области могут чувствовать себя «за бортом».

Зачастую педагоги встречаются с различными родительскими позициями по этому вопросу. Почему родители здоровых детей боятся инклюзивного образования? Вопрос здоровья более чем относителен.

Очень часто у достаточно здоровых детей есть различные особенности, которые в современных условиях никак не влияют на образовательные возможности для ребенка. Но если представить себе ситуацию, что, например, аллергии, кожные реакции или что-либо другое могли бы быть причиной того, что ребенок не может посещать школу с другими детьми...

Согласитесь, это звучит странно и даже обидно. Возможно, в ближайшем будущем будет сложно себе представить, что ребенок, который передвигается на коляске, не мог бы учиться в обычной школе.

В этой статье мы обсудим вопрос, почему родители здоровых детей против инклюзии.

Рассмотрим основные страхи и стереотипы родителей относительно инклюзивного образования, а также то, как сотрудники образовательного учреждения могут взаимодействовать с родителями, чтобы облегчить адаптацию детей к инклюзивному образованию.

Основные принципы работы с родителями:

·       Сотрудничество. Родители хотят для своих детей лучшего. Заинтересованные родители — это партнеры дошкольного учреждения в решении многих сложных вопросов.

·       Обозначение бонусов инклюзивного образования, как для детей, так для родителей и семей.

·       Честное обсуждение возможных трудностей и вариантов их решения.

Чего боятся родители и как с этим работать в рамках детского сада?

1.      Неизвестность.

Страх неизвестности — один из важных человеческих страхов. Люди всегда боялись других народов, языков, религий, людей, которые выглядят или ведут себя по-другому.

 Кстати, подобные страхи могут быть также и у педагогов, которые разговаривают с родителями о пользе интеграции. Возможно, люди не встречались раньше с инвалидностью. Или встречались, и это оказалось как-то некомфортно.

Что такое дети с ОВЗ? Какие они? Какие у них образовательные потребности? Не заразится ли мой ребенок? Будет ли мой ребенок должен ухаживать за ребенком с ОВЗ (далее может следовать вопрос: «и с какой стати?!»).

Стратегия работы:

На первых порах максимально эффективна стратегия качественного информирования, — это достойная профилактика большого количества различных сложностей.

 Если в  сад приходит ребенок с ОВЗ и есть вероятность того, что родители других детей негативно воспримут это, стоит уделить внимание многоуровневому оповещению.

 Например, это может выглядеть так:

·       Текст и/или видео для родителей про детей с ОВЗ и ответы на наиболее популярные вопросы, в том числе, почему в конкретной школе появляется возможность обучения для детей с ОВЗ, как это повлияет на учебный процесс. Можно использовать отзывы детей, у которых уже есть подобный опыт, о том, что они думают про инклюзию в образовании, и другие материалы.

·       Выступление на родительском собрании, а лучше, организация дополнительной встречи по теме ОВЗ (возможно, с трансляцией и записью или конспектом — для тех, кто не сможет в ней участвовать).

·       Работа с родителями детей с ОВЗ. Очень важно не только работать с детьми, но и включать родителей детей с ОВЗ в родительское сообщество школы. Можно пригласить внешних специалистов.

 Для подобной задачи хорошо подходит технология «Круги сообществ».

·       Тренинг-знакомство с темой ОВЗ для родителей и/или детей.Хочу такой сайт

 На такое занятие можно пригласить специалистов, которые занимаются этой темой. Например, РООИ «Перспектива», или других. Такое занятие можно сделать в игровой форме, и тему ОВЗ включить в ряд других тем (т.е. не обязательно посвящать ей все время).

·       Индивидуальные встречи с родителями, у которых появились дополнительные вопросы.

Чем больше открытости проявляет образовательное учреждение, тем больше родители будут сотрудничать, и тем меньше вероятность в течение года встретиться с иррациональными страхами и непониманием в этой теме.

К тому же родители, которые позитивно или нейтрально воспринимают тему инклюзивного образования, смогут транслировать свое отношение детям, и это снизит вероятность конфликтов в группе.

2.Ущерб для своего ребенка.

 Многие родители переживают, что с приходом в детский сад ребенка с ОВЗ их ребенок каким-то образом пострадает. Например, ему будет доставаться меньше внимания педагога, учебная программа упростится, и он потеряет интерес к развитию, или будет вынужден постоянно быть «нянькой» для ребенка с ОВЗ, или произойдёт что-то ещё.

Большинство этих страхов основано на том, что родители, а иногда и сами педагоги, не понимают, как устроено инклюзивное образование.

 Стратегия работы:

·       Информирование (см. предыдущий пункт).

Считается, что инклюзивное образование много дает как раз «обычным» детям. Это и понимание, как устроен мир, и более взрослая позиция, и умение помогать другим, и, что немаловажно, умение увидеть, что кому-то нужна помощь и т.д.

·       Партнерская позиция образовательного учреждения: открытое обсуждение родительских страхов и опасений.

Обсуждение ситуаций, когда что-то может пойти не так. Какие действия сможет предпринять детский сад, а какие — родители? Часто в новых вопросах происходит замалчивание проблемных зон. Обычно такое бывает, когда нововведение уже рекомендовали образовательному учреждению к исполнению, но сами сотрудники пока плохо понимают, как именно это будет происходить.

В этих ситуациях стоит опираться на опыт коллег и специалистов в данном вопросе. Вы можете попросить родителей говорить вам об изменениях, которые они заметят. И обращаться, если они увидят первые негативные проявления. В этом случае вы встретитесь с сотрудничеством со стороны родителей, но не с жалобой в департамент образования.

3. «Мне страшно, что с моим ребенком что-то может случиться, я не хочу об этом думать». Родители — люди с особой чувствительностью к детям. Возможно такое, что некоторым родителям действительно сложно встречаться с проявлениями ОВЗ у детей, потому что есть иррациональный страх, что подобное может произойти и с его ребенком.

 «Не хочу видеть это, говорить об этом, и пусть этого не будет совсем, а все дети будут здоровыми». В этой ситуации дети могут легче и быстрее адаптироваться к интеграции, чем родители. А родителей может охватывать паника в момент, когда они видят играющих веселых детей вместе с ребенком с ОВЗ.

Стратегия работы:

В этой ситуации логические доводы обычно не работают. Здесь нужна поддержка, обращение к жизненному опыту родителей, а также работа со специалистом. Может помочь встреча с психологом, если он есть в детском саду. Возможно, в опыте родителей есть ситуации, в которых был риск для жизни или здоровья их ребенка. Конечно, общение и дружба с ребенком с ОВЗ никак подобным рискам не способствует.

Но если есть подобные страхи, то родителям нужна очень бережная поддержка.

Инклюзия – это современно. Очень важно, чтобы у родителей была возможность высказать свои опасения, тревогу и получить ответы на вопросы. Чем больше представители детского сада проявляют открытости и готовности сотрудничать, в том числе по теме ОВЗ, тем легче проходит адаптация детей и родителей к новому современному формату в образовании.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.01.2023

Дата обновления: 12.01.2023

Дата публикации: 01.09.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».