Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 112
комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
Протокол
Педагогического совета
№ 1 от «29» августа 2025 г.
Подписан: Коновалова Мария
Ефремовна
DN: C=RU, OU=Заведующий,
O=ГБДОУ детский сад №112
Фрунзенского района СПб,
CN=Коновалова Мария Ефремовна,
E=dou112@edu-frn.spb.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2025-09-12 13:13:31
УТВЕРЖДЕНА
Приказ № 130-од
от «29» августа 2025 г.
Заведующий
ГБДОУ детский сад № 112
Фрунзенского района СПб
______________ /М.Е.Коновалова
Дополнительная общеразвивающая программа
«Песочная страна»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок освоения: 36 дней
Разработчик:
Силантьева Алена Анатольевна,
педагог дополнительного образования
1.
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Песочная страна» (далее
программа) – социально-гуманитарная.
Адресат программы
Программа предназначена для дошкольников от 5 до 7 лет.
Актуальность программы
Актуальность реализации программы «Песочная страна» в современных условиях
приобретает особую значимость.
Песочная терапия, как арт-метод позволяет сочетать творчество, сенсорное развитие и
эмоциональное самовыражение, что соответствует ведущей деятельности дошкольного
возраста – игровой. Через песок дети активно познают мир.
Песочная терапия обладает релаксационным эффектом, помогает снизить тревожность и
агрессию. Через песочные игры дети прорабатывают страхи, учатся выражать чувства, что
особенно актуально в предшкольный период.
Программа «Песочная страна» отвечает современным запросам как дошкольного образования,
так и родителей, сочетая развивающий, терапевтический и социальный аспекты, способствует
формированию готовности ребёнка к вхождению в социум и дальнейшему освоению
культуры.
Уровень освоения программы
Общекультурный уровень.
Объем и срок освоения программы
Объем программы: 36часов.
Срок освоения: 36 дней.
Цель программы – содействие развитию творческих и интеллектуальных способностей,
обучающихся посредством использования арт-терапии: метод sand-art и метод использования
кинетического песка для дальнейшей познавательно-творческой активности и эмоциональнопсихологического благополучия.
Задачи:
1) Обучающие
- Знакомить детей со свойствами песка (сухой/мокрый, сыпучесть, пластичность) и основами
экспериментирования.
- Знакомить с основами песочной анимации (рисование пальцами, создание простых
динамических сюжетов).
- Формировать представления о пространстве (верх/низ, право/лево, симметрия) через создание
песочных композиций.
- Закреплять понятия величины, формы, количества (сравнение горок, счет камешков, создание
геометрических узоров).
- Формировать представления о природных явлениях (вулканы, реки, дюны) через
моделирование в песке.
- Учить саморегуляции и снижению тревожности с помощью релаксационных техник (гладкие
узоры, «закапывание» негативных эмоций).
2) Развивающие
- Развитие познавательной активности и интереса.
- Развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение).
- Развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой
памяти).
- Развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.
2
- Развитие умения фантазировать при создании различных композиций из песка.
3) Воспитательные
- Развивать эмпатию и доброжелательность через совместные игры и обсуждение песочных
сюжетов.
- Прививать уважение к труду (аккуратное обращение с песком, уборка рабочего места).
- Развивать чувство ответственности (забота о совместных постройках, соблюдение правил
игры).
- Воспитывать дружелюбие и взаимопомощь в групповых заданиях («построй мост вместе»,
«помоги другу исправить рисунок»).
- Формировать уверенность в себе через создание и презентацию собственных песочных
композиций.
Планируемые результаты
- предметные: обучающийся освоит практику рисования на световом столе; практику
взаимодействия с различными видами песка (кинетического, кварцевого); узнает, как
создавать целостный образ на основе геометрических фигур; получит навык создания в
воображении образа на заданную тему; узнает правила работы с песком разной текстуры.
- метапредметные: у обучающегося сформируется навык решения творческих задач, навык
находить новые идейные решения, нестандартные подходы к решению проблем, созданию
нового и оригинального.
- личностные: обучающийся проявит интерес к познавательной деятельности, получит опыт
взаимодействия со сверстниками, овладеет навыками саморегуляции поведения.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Язык реализации – государственный язык РФ – русский.
Форма реализации – очная.
Форма организации занятий – по группам.
Форма проведения занятий – учебное занятие.
Форма организации деятельности обучающихся на занятии
- фронтальная;
- групповая;
- коллективная.
Материально-техническое оснащение
№ п/п
1
Помещения для организации образовательной деятельности
Наименование
Количество мест
Кабинет для проведения занятий
1
Информационно-техническое оборудование для организации
образовательной деятельности
№ п/п
1
2
3
4
Наименование технических средств
Количество
Компьютер
1
Принтер
1
Телевизор
1
Музыкальная колонка
1
Учебное оборудование для организации образовательной деятельности
№ п/п
Наименование
Количество
1
Детский стол (регулируемый по высоте)
4
2
Детский стул (регулируемый по высоте)
16
3
Песочные световые столы
16
4
Бактерицидная лампа
4
3
5
Подносы для кинетического песка
Материалы, необходимые для организации образовательной деятельности
1
Песок мелкой фракции
2
Кинетический песок
3
Бумага
4
Набор миниатюрных предметов и игрушек по лексическим
темам
Инструменты и приспособления
1
Карандаши простые
2
Карандаши цветные
3
Клей ПВА
16
Количество
10 кг
10 кг
5 уп
8
16
16 уп
16
Учебный план
№
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего
Теория Практика
Форма
контроля/аттестации
1
Вводное занятие.
«Знакомство с песочной
страной»
1
0,5
0,5
2
«Волшебный лес»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
3
«Острова эмоций»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
4
«Заколдованный город»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
5
«Африка»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
6
«Возвращение ракушки»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
7
«Путешествие в
Цветочную страну»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
8
«Страна чудес»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
9
«Волшебный круг»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
Практическое задание.
Наблюдение.
(беседа, наблюдение.)
10
«Строгий квадрат»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
11
«Упрямый прямоугольник»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
12
«Веселый овал»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
4
13
«Смешная спираль»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
14
«Непредсказуемый
зигзаг»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
15
«Овощи песочной страны»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
16
«Фрукты песочной
страны»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
17
«Ягоды песочной страны»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
18
«Цветы песочной страны»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
19
«Деревья песочной
страны»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
20
«Насекомые песочной
страны»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
21
«Птицы песочной страны»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
22
«Морские жители
песочной страны »
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
23
«Домашние животные
песочной страны»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
24
«Дикие животные
песочной страны»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
25
«Животные жарких стран
песочной страны»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
26
«Путешествие песочной
улитки»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
27
«Весна в Песочной
стране»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
28
«Лето в Песочной стране»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
29
«Осень в Песочной
стране»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
30
«Зима в Песочной стране»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
31
«Сказочные герои
песочной страны»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
32
«Космическое
путешествие»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
33
«Разные эмоции»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
34
«Радость»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
5
35
«Грусть»
1
0,5
0,5
Текущий контроль
(беседа, наблюдение.)
36
Итоговое занятие
1
0,5
0,5
Презентация песочных
работ. Фотовыставка.
Всего
36 часов 18 часов
18 часов
Рабочая программа
Содержание программы
Тема
1.Вводное занятие
Тема
«Знакомство
песочной страной»
Содержание занятия
Теория.
с Познакомить детей с правилами, принятыми в «Песочной
стране», с правилами развивающих, релаксационных игр, с
демонстрацией основных приемов работы с кинетическим
песком.
Практика.
Игры на знакомство с детьми. Введение в игровую ситуацию
«Песочная страна» (создание песочных сюжетов, выполнение
игр и упражнений на песке). Выполнение творческого задания.
Формы контроля.
Практическое задание. Наблюдение.
2. Тема «Волшебный лес»
Теория.
Закрепить знания о правилах, принятых в «Песочной стране»,
создание проблемной ситуации (посредством использования
элементов сказкотерапии), закрепление приемов действия с
песком: скатывание, раскатывание, расплющивание сжатием.
Практика.
Выполнение творческого задания «Путешествие в волшебный
лес» (создание песочных сюжетов, выполнение игр и
упражнений на песке).
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
3. Тема «Острова эмоций»
Теория.
Создание проблемной ситуации (посредством использования
элементов сказкотерапии), демонстрация пиктограммы с
эмоциями.
Практика.
Игры и упражнения на дифференциацию эмоций. Выполнение
творческого задания «Острова эмоций» (лепка островов для
эмоций, построение моста, соединяющего острова.) с
использованием приемов действия с кинетическим песком.
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
4. Тема «Заколдованный Теория.
город»
Создание проблемной ситуации «Заколдованный город»
(посредством использования элементов сказкотерапии).
Практика.
6
Выполнение творческого задания «Спасем жителей
заколдованного
города»
(развитие
тактильной
чувствительности, эмпатии, творческого воображения).
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
5. Тема «Африка»
Теория.
Познакомить детей с многообразием животных, обитающих в
жарких странах, формировать гуманное отношения к
представителям
животного мира
с использованием
демонстрационного материала (животные жарких стран).
Практика.
Выполнение творческого задания «Африка».
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
6.Тема
«Возвращение Теория.
ракушки»
Создание проблемной ситуации «У морской ракушки горе –
унесли ракушку с моря». Беседа «Откуда берутся ракушки».
Демонстрация разных ракушек.
Практика.
Рассматривание иллюстраций подводного мира.
Выполнение творческого задания «Возвращение ракушки
домой».
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
7. Тема «Путешествие в Теория.
Цветочную страну»
Создание игровой ситуации «Путешествие в цветочную
страну». Демонстрация композиции «Цветы». Беседа о цветах.
Практика.
Введение в игровую ситуации посредством сказкотерапии
«Волшебная цветочная поляна». Выполнение творческого
задания «Мое заветное желание» (рисование цветика
семицветика, исполняющего желания, лепка из кинетического
песка своего желания из песка).
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
8.Тема «Страна чудес»
Теория.
Создание игровой ситуации «Путешествие в страну чудес».
Развитие тактильной чувствительности посредством изучения
свойств песка, свойств камней.
Практика.
Выполнение творческого задания «Жители страны чудес».
Создание песочных историй кинетическим песком.
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
9. Тема «Волшебный круг» Теория.
Знакомить детей с приемами действий на песочных столах с
подсветкой (засыпание столов с кулачка, рисование кулачком,
пальцами, рисование песком и на песке).
Формировать умение распознавать круг в предметах
окружающей
обстановки.
Демонстрация
материала
(изображение круглых предметов).
Практика.
7
10. «Строгий квадрат»
11.Тема
«Упрямый
прямоугольник»
12. Тема «Веселый овал»
13.
Тема
спираль»
«Смешная
14. Тема «Непредсказуемый
зигзаг»
15. Тема «Овощи песочной
страны»
Выполнение творческого задания «Волшебные превращения
круга». Создание песочных историй.
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
Теория.
Формировать умение распознавать квадрат в предметах
окружающей
обстановки
Демонстрация
материала
(изображение квадратных предметов).
Практика.
Выполнение творческого задания «Волшебные превращения
квадрата». Создание песочных историй.
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
Теория.
Формировать умение распознавать прямоугольник в
предметах окружающей обстановки. Демонстрация материала
(изображение прямоугольных предметов).
Практика.
Выполнение творческого задания «Волшебные превращения
прямоугольника». Создание песочных историй.
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
Теория.
Формировать умение распознавать овал в предметах
окружающей
обстановки.
Демонстрация
материала
(изображение овальных предметов).
Практика.
Выполнение творческого задания «Волшебные превращения
овала». Создание песочных историй.
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
Теория.
Формировать умение распознавать спираль в предметах
окружающей
обстановки
Демонстрация
материала
(изображение спирали в окружающем мире).
Практика.
Выполнение творческого задания «Волшебные превращения
спирали». Создание песочных историй.
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
Теория.
Формировать умение распознавать зигзаг в предметах
окружающей обстановки.
Демонстрация материала (изображение зигзага в окружающем
мире).
Практика.
Выполнение творческого задания «Волшебные превращения
спирали». Создание песочных историй.
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
Теория.
Закрепить знания детей об овощах. Демонстрация материала
(овощи).
8
16. Тема «Фрукты песочной
страны»
17. Тема «Ягоды песочной
страны»
18. Тема «Цветы песочной
страны»
19.
Тема
«Деревья
песочной страны»
20.
Тема
«Насекомые
песочной страны»
21. Тема «Птицы песочной
страны»
22. Тема «Морские жители
песочной страны»
Практика:
Выполнение творческого задания «Овощи песочной страны».
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
Теория.
Закрепить знания о правилах, принятых в «Песочной стране».
Закрепить знания детей о фруктах. Демонстрация материала
(фрукты).
Практика.
Выполнение творческого задания «Поможем собрать фрукты
жителям песочной страны».
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
Теория.
Закрепить знания детей о ягодах. Демонстрация материала
(ягоды).
Практика.
Выполнение творческого задания «За ягодами ходили и
варенье сварили».
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
Теория.
Проблемная ситуация «Заколдованные цветы». Закрепить
знания детей о цветах. Демонстрация материала (цветы).
Практика.
Выполнение творческого задания «Расколдуй цветочную
поляну».
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
Теория.
Закрепить у детей представления о деревьях. Демонстрация
материала (деревья).
Практика.
Выполнение творческого задания «Дерево желаний».
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
Теория.
Закрепить представления у детей о насекомых. Демонстрация
материала (насекомые).
Практика.
Выполнение творческого задания «мир насекомых песочной
страны».
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
Теория.
Закрепить у детей представления о птицах. Демонстрация
материала (птицы).
Практика.
Выполнение творческого задания «мир птиц песочной
страны».
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
Теория.
9
23.
Тема
животные
страны»
«Домашние
песочной
24. Тема «Дикие животные
песочной страны»
25. Тема «Животные жарких
стран песочной страны»
26. Тема «Путешествие
песочной улитки»
27. Тема «Весна в Песочной
стране»
28. Тема «Лето в Песочной
стране»
Закрепить представления детей о подводном мире.
Демонстрация материала (подводный мир).
Практика.
Выполнение творческого задания «подводный мир песочной
страны».
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
Теория.
Закрепить у детей представления о домашних животных.
Демонстрация материала (домашние животные).
Практика.
Выполнение творческого задания «Домашние животные
песочной страны».
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
Теория.
Закрепить у детей представления о диких животных.
Демонстрация материала (дикие животные).
Практика.
Выполнение творческого задания «Дикие животные песочной
страны».
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
Теория.
Закрепить у детей представления о животных жарких стран.
Демонстрация материала (животные жарких стран).
Практика.
Выполнение творческого задания «Животные жарких стран
песочной страны».
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
Теория.
Создание игровой ситуации «путешествие песочной улитки»
(демонстрация изображения улитки). Демонстрация способов
создания рисунка на песке.
Практика.
Выполнение творческого задания «Путешествие песочной
улитки».
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
Теория.
Закрепить у детей представления о характерных признаках
весны. Демонстрация материала (весенний пейзаж).
Практика.
Выполнение творческого задания «Весна в Песочной стране».
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
Теория.
Закрепить у детей представления о характерных признаках
лета. Демонстрация материала (летний пейзаж).
Практика.
Выполнение творческого задания «Лето в Песочной стране».
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
10
29. Тема «Осень в Песочной Теория.
стране»
Закрепить у детей представления о характерных признаках
осени. Демонстрация материала (осенний пейзаж).
Практика.
Выполнение творческого задания «Осень в Песочной стране».
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
30. Тема «Зима в Песочной Теория.
стране»
Закрепить у детей представления о характерных признаках
зимы. Демонстрация материала (зимний пейзаж).
Практика.
Выполнение творческого задания «Зима в Песочной стране».
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
31. Тема «Сказочные герои Теория.
песочной страны»
Закрепить представления о сказочных персонажах.
Практика.
Демонстрация материала (персонажи из разных сказок).
Выполнение творческого задания «Сказочные герои песочной
страны».
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
32. Тема «Космическое Теория.
путешествие»
Закрепить у детей представления о космосе.
Практика.
Демонстрация материала (Космос).
Выполнение
творческого
задания
«Космическое
путешествие».
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
33. Тема «Разные эмоции»
Теория.
Закрепить представление детей об эмоциях. Демонстрация
материала (пиктограмма эмоций).
Практика.
Выполнение творческого задания «Приключение гномика».
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
34. Тема «Радость»
Теория.
Закрепить представление детей об эмоции радости.
Демонстрация материала (пиктограмма эмоции радость).
Практика.
Выполнение творческого задания «Солнечный зайчик».
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
35. Тема «Грусть»
Теория.
Закрепить представление детей об эмоции грусть.
Демонстрация материала (пиктограмма эмоции грусть).
Практика.
Выполнение творческого задания «Грустная гусеница».
Формы контроля. Беседа, наблюдение.
36. Тема Итоговое
Теория.
Итог работы педагога и ребёнка в процессе образовательной
деятельности в «Песочной стране». Совокупность учебных,
11
личностных и социальных достижений обучающихся,
полученных за определенный период обучения.
Практика. Свободное творчество в «Песочной стране».
Формы
контроля.
Презентация
песочных
работ.
Фотовыставка.
Календарно-тематический план
№
занятия
Тема занятия, краткое содержание
Количество
часов
Очно
план
факт
1
1.
Вводное занятие.
Тема
«Знакомство
с
песочной
страной».
Теория.
Познакомить детей с правилами,
принятыми в «Песочной стране», с
правилами
развивающих,
релаксационных игр, с демонстрацией
основных
приемов
работы
с
кинетическим песком.
Практика.
Игры на знакомство с детьми. Введение
в игровую ситуацию «Песочная страна»
(создание
песочных
сюжетов,
выполнение игр и упражнений на песке).
Выполнение творческого задания.
2.
Тема «Волшебный лес».
Теория.
Закрепить знания о правилах, принятых
в
«Песочной
стране»,
создание
проблемной ситуации (посредством
использования
элементов
сказкотерапии), закрепление приемов
действия
с
песком:
скатывание,
раскатывание, расплющивание сжатием.
Практика.
Выполнение
творческого
задания
«Путешествие в волшебный лес»
(создание
песочных
сюжетов,
выполнение игр и упражнений на песке).
1
3
Тема «Острова эмоций».
Теория.
Создание
проблемной
ситуации
(посредством использования элементов
сказкотерапии),
демонстрация
пиктограммы с эмоциями.
Практика.
1
Дата
планир
уемая
Дата
факти
ческая
12
4.
5.
6.
7.
Игры и упражнения на дифференциацию
эмоций.
Выполнение
творческого
задания «Острова эмоций» (лепка
островов для эмоций, построение моста,
соединяющего
острова.)
с
использованием приемов действия с
кинетическим песком.
Тема «Заколдованный город».
Теория.
Создание
проблемной
ситуации
«Заколдованный город» (посредством
использования
элементов
сказкотерапии).
Практика.
Выполнение творческого задания
«Спасем жителей заколдованного
города» (развитие тактильной
чувствительности, эмпатии,
творческого воображения).
Тема «Африка».
Теория.
Познакомить детей с многообразием
животных, обитающих в жарких
странах,
формировать
гуманное
отношения к представителям животного
мира
с
использованием
демонстрационного
материала
(животные жарких стран).
Практика.
Выполнение
творческого
задания
«Африка».
Тема «Возвращение ракушки».
Теория.
Создание проблемной ситуации «У
морской ракушки горе – унесли ракушку
с моря». Беседа «Откуда берутся
ракушки».
Демонстрация
разных
ракушек.
Практика.
Рассматривание
иллюстраций
подводного мира.
Выполнение
творческого
задания
«Возвращение ракушки домой».
Тема «Путешествие в Цветочную
страну».
Теория.
Создание
игровой
ситуации
«Путешествие в цветочную страну».
Демонстрация композиции «Цветы».
Беседа о цветах.
Практика.
Введение
в
игровую
ситуации
посредством сказкотерапии «Волшебная
1
1
1
1
13
8.
9.
10.
11.
цветочная
поляна».
Выполнение
творческого задания «Мое заветное
желание»
(рисование
цветика
семицветика, исполняющего желания,
лепка из кинетического песка своего
желания из песка).
Тема «Страна чудес».
Теория.
Создание
игровой
ситуации
«Путешествие в страну чудес». Развитие
тактильной
чувствительности
посредством изучения свойств песка,
свойств камней.
Практика.
Выполнение творческого задания
«Жители страны чудес». Создание
песочных историй кинетическим
песком.
Тема «Волшебный круг».
Теория.
Знакомить детей с приемами действий
на песочных столах с подсветкой
(засыпание столов с кулачка, рисование
кулачком, пальцами, рисование песком и
на песке).
Формировать умение распознавать круг
в предметах окружающей обстановки.
Демонстрация материала (изображение
круглых предметов).
Практика.
Выполнение
творческого
задания
«Волшебные
превращения
круга».
Создание песочных историй.
Тема «Строгий квадрат».
Теория.
Формировать умение распознавать
квадрат в предметах окружающей
обстановки Демонстрация материала
(изображение квадратных предметов).
Практика.
Выполнение
творческого
задания
«Волшебные превращения квадрата».
Создание песочных историй.
Тема «Упрямый прямоугольник».
Теория.
Формировать умение распознавать
прямоугольник
в
предметах
окружающей обстановки. Демонстрация
материала (изображение прямоугольных
предметов).
Практика.
Выполнение
творческого
задания
«Волшебные
превращения
1
1
1
1
14
12.
13.
14.
15.
16.
17.
прямоугольника». Создание песочных
историй.
Тема «Веселый овал».
Теория.
Формировать умение распознавать овал
в предметах окружающей обстановки.
Демонстрация материала (изображение
овальных предметов).
Практика.
Выполнение
творческого
задания
«Волшебные
превращения
овала».
Создание песочных историй.
Тема «Смешная спираль».
Теория.
Формировать умение распознавать
спираль в предметах окружающей
обстановки Демонстрация материала
(изображение спирали в окружающем
мире).
Практика.
Выполнение
творческого
задания
«Волшебные превращения спирали».
Создание песочных историй.
Тема «Непредсказуемый зигзаг».
Теория.
Формировать умение распознавать
зигзаг в предметах окружающей
обстановки.
Демонстрация материала (изображение
зигзага в окружающем мире).
Практика.
Выполнение
творческого
задания
«Волшебные превращения спирали».
Создание песочных историй.
Тема. «Овощи песочной страны».
Теория.
Закрепить знания детей об овощах.
Демонстрация материала (овощи).
Практика:
Выполнение
творческого
задания
«Овощи песочной страны».
Тема «Фрукты песочной страны».
Теория.
Закрепить знания о правилах, принятых
в «Песочной стране». Закрепить знания
детей
о
фруктах.
Демонстрация
материала (фрукты).
Практика.
Выполнение
творческого
задания
«Поможем собрать фрукты жителям
песочной страны».
Тема «Ягоды песочной страны».
Теория.
1
1
1
1
1
1
15
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Закрепить знания детей о ягодах.
Демонстрация материала (ягоды).
Практика.
Выполнение творческого задания «За
ягодами ходили и варенье сварили».
Тема «Цветы песочной страны».
Теория.
Проблемная ситуация «Заколдованные
цветы». Закрепить знания детей о
цветах.
Демонстрация
материала
(цветы).
Практика.
Выполнение
творческого
задания
«Расколдуй цветочную поляну».
Тема «Деревья песочной страны».
Теория.
Закрепить у детей представления о
деревьях. Демонстрация материала
(деревья).
Практика.
Выполнение
творческого
задания
«Дерево желаний».
Тема «Насекомые песочной страны».
Теория.
Закрепить представления у детей о
насекомых. Демонстрация материала
(насекомые).
Практика.
Выполнение творческого задания «мир
насекомых песочной страны».
Тема «Птицы песочной страны».
Теория.
Закрепить у детей представления о
птицах.
Демонстрация
материала
(птицы).
Практика.
Выполнение творческого задания «мир
птиц песочной страны».
Тема «Морские жители песочной
страны».
Теория.
Закрепить представления детей о
подводном
мире.
Демонстрация
материала (подводный мир).
Практика.
Выполнение
творческого
задания
«подводный мир песочной страны».
Тема «Домашние животные песочной
страны».
Теория.
Закрепить у детей представления о
домашних животных. Демонстрация
материала (домашние животные).
Практика.
1
1
1
1
1
1
16
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Выполнение
творческого
задания
«Домашние
животные
песочной
страны».
Тема «Дикие животные песочной
страны».
Теория.
Закрепить у детей представления о
диких
животных.
Демонстрация
материала (дикие животные).
Практика.
Выполнение
творческого
задания
«Дикие животные песочной страны».
Тема «Животные жарких стран
песочной страны».
Теория.
Закрепить у детей представления о
животных жарких стран. Демонстрация
материала (животные жарких стран).
Практика.
Выполнение
творческого
задания
«Животные жарких стран песочной
страны».
Тема «Путешествие песочной
улитки».
Теория.
Создание
игровой
ситуации
«путешествие
песочной
улитки»
(демонстрация изображения улитки).
Демонстрация
способов
создания
рисунка на песке.
Практика.
Выполнение
творческого
задания
«Путешествие песочной улитки».
Тема «Весна в Песочной стране».
Теория.
Закрепить у детей представления о
характерных
признаках
весны. Демонстрация
материала
(весенний пейзаж).
Практика.
Выполнение
творческого
задания
«Весна в Песочной стране».
Тема «Лето в Песочной стране».
Теория.
Закрепить у детей представления о
характерных
признаках
лета. Демонстрация материала (летний
пейзаж).
Практика.
Выполнение творческого задания «Лето
в Песочной стране».
Тема «Осень в Песочной стране».
1
1
1
1
1
1
17
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Теория.
Закрепить у детей представления о
характерных
признаках
осени. Демонстрация
материала
(осенний пейзаж).
Практика.
Выполнение
творческого
задания
«Осень в Песочной стране».
Тема «Зима в Песочной стране».
Тема «Сказочные герои песочной
страны».
Теория.
Закрепить представления о сказочных
персонажах.
Практика.
Демонстрация материала (персонажи из
разных сказок).
Выполнение
творческого
задания
«Сказочные герои песочной страны».
Тема «Космическое путешествие».
Теория.
Закрепить у детей представления о
космосе.
Практика.
Демонстрация материала (Космос).
Выполнение
творческого
задания
«Космическое путешествие».
Тема «Разные эмоции».
Теория.
Закрепить представление детей об
эмоциях.
Демонстрация
материала
(пиктограмма эмоций).
Практика.
Выполнение
творческого
задания
«Приключение гномика».
Тема «Радость».
Теория.
Закрепить представление детей об
эмоции
радости.
Демонстрация
материала
(пиктограмма
эмоции
радость).
Практика.
Выполнение
творческого
задания
«Солнечный зайчик».
Тема «Грусть».
Теория.
Закрепить представление детей об
эмоции грусть. Демонстрация материала
(пиктограмма эмоции грусть).
Практика.
Выполнение
творческого
задания
«Грустная гусеница».
1
1
1
1
1
1
18
36.
Тема «Итоговое занятие».
Теория.
Итог работы педагога и ребёнка в
процессе образовательной деятельности
в «Песочной стране». Совокупность
учебных, личностных и социальных
достижений обучающихся, полученных
за определенный период обучения.
Практика. Свободное творчество в
«Песочной стране».
Итого
1
36
часов
Методические и оценочные материалы программы
Название раздела,
темы
Методическое обеспечение
Педагогические методики и
Ресурсы
технологии
1.Вводное занятие
Педагогические технологии
МатериальноТема «Знакомство с
техническое
развивающее
обучение
песочной страной»
оснащение
(проблемное изложение);
2. Тема «Волшебный
кинетический песок;
игровые
технологии
лес»
(игровые ситуации);
поднос для
3. Тема «Острова эмоций» здоровьесберегающие
кинетического песка;
технологии (релаксационные
природный материал;
4. Тема
упражнения
и
игры,
песочный стол с
«Заколдованный
пальчиковая
релаксация,
подсветкой;
город»
визуализация со спокойной
песок мелкой фракции;
5. Тема «Африка»
музыкой,
мышечная
антитстатик;
6.Тема «Возвращение
релаксация);
карандаши цветные;
ракушки»
метод
многократного
карандаши простые;
7. Тема «Путешествие
повторения «делай как я»
листы бумаги;
в Цветочную страну»
информационно формы и трафареты для
8.Тема «Страна чудес»
коммуникационные
создания песочных
9. Тема «Волшебный
технологии (на занятиях
сюжетов.
круг»
активно
используется
Учебно-наглядные
компьютер и интерактивная
10. «Строгий квадрат»
пособия
доска.
Их
ресурсы
11.Тема «Упрямый
нагляднозадействуются практически
прямоугольник»
дидактические
на каждом занятии при
12. Тема «Веселый
пособия пот теме
объяснении
нового
овал»
занятия;
материала,
выполнении
13. Тема «Смешная
наборы фигурок
упражнений на закрепление
спираль»
животных.
изученного,
работе
над
14. Тема
Электронные
развитием
творческих
«Непредсказуемый
ресурсы
навыков
зигзаг»
компьютер;
технологии воспитания:
15. Тема «Овощи
презентации к
технология экологического
песочной страны»
темам программы.
воспитания
(беседы
о
16. Тема «Фрукты
Методическая
происхождении песка, игры с
песочной страны»
литература
природными материалами);
17. Тема «Ягоды
песочной страны»
19
18. Тема «Цветы
песочной страны»
19. Тема «Деревья
песочной страны»
20. Тема «Насекомые
песочной страны»
21. Тема «Птицы
песочной страны»
22. Тема «Морские
жители песочной
страны»
23. Тема «Домашние
животные песочной
страны»
24. Тема «Дикие
животные песочной
страны»
25. Тема «Животные
жарких стран
песочной страны»
26. Тема
«Путешествие
песочной улитки»
27. Тема «Весна в
Песочной стране»
28. Тема «Лето в
Песочной стране»
29. Тема «Осень в
Песочной стране»
30. Тема «Зима в
Песочной стране»
31. Тема «Сказочные
герои песочной
страны»
32. Тема
«Космическое
путешествие»
33. Тема «Разные
эмоции»
34. Тема «Радость»
35. Тема «Грусть»
36. Тема Итоговое
технология
личностноориентированного воспитания
(формирование положительной
самооценки, саморегуляции).
Методы обучения
1. Игровые методы.
Дидактические игры:
- угадай на ощупь (определение
предметов в песке);
- «повтори узор» (развитие
внимания)
сюжетно-ролевые игры:
- «строим город»;
-«песочные
сказки
(разыгрывание сюжетов).
2. Практические методы.
Упражнения:
- лепка куличиков разной формы;
- создание отпечатков ладоней и
предметов;
рисование
палочками
на
утрамбованном песке.
3. Наглядные методы.
Демонстрация:
- показ техник работы (как
утрамбовывать,
делать
углубления);
- образцы песочных композиций.
Использование визуальных
материалов:
- карточки-схемы
последовательности действий;
репродукции картин для
создания песочных копий.
3. Словесные методы.
Беседа:
- обсуждение созданных работ;
ответы
на
проблемные
вопросы;
Рассказ:
- мини-истории для мотивации к
деятельности;
- объяснение новых техник.
Чтение
художественных
текстов:
- стихи и сказки о песке;
- Описательные тексты для
создания образов.
4. Проблемно-поисковые методы.
Создание
ситуаций,
требующих решения:
- «Как сделать мост прочнее?»
(см. учебнометодический
комплекс)
20
- «Как разделить песочницу на
двоих?»
Учебно-методический комплекс
1. Учебные и методические пособия для педагога и обучающихся
Список литературы для педагогов.
1.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: «Просвещение»,
2001. 93 с.
2.
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной
терапии. – Спб., 2001.
3.
Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей
дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб.: ООО «Издательство
«Детство-Пресс», 2010.
4.
Никитина О.Н., Пешковская В.Р. программа коррекционно-развивающих занятий
для детей дошкольного и школьного возраста с применением метода sand-art «Эмоции на
песке» - СПб, 2019.
5.
Пономарев Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической
науки: Сб. стат. / АН СССР, Ин-т психологии; Отв. ред. Б. Ломов. – М.: Наука, 1989. –268
с.
6.
Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб: Речь, 2006.
7.
Стернберг Р. Григоренко Е.Л. Модель структуры интеллекта Гилфорда // Основные
современные концепции творчества и одаренности/ под. ред. Д.Б. Богоявлинской. – М.,
1997.
8.
Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. «Эмоции, речь и активность мозга
ребенка», М..1991.
9.
Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамическая терапия. – СПб: Речь, 2007.
Список литературы для детей и родителей.
1.
Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб- учиться и писать, и красиво рисовать.
– Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
2.
Зейц М. Пишем и рисуем на песке.- М.: Инт. 2010
3.
Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004
4.
Нагибина Н. И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль:
«Академия развития», 2008. 190 с.
5.
Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.
6.
Шиманская А. Сказки на песке. Практика песочной терапии.- СПб: Речь, 2010.
Интернет-источники (ссылки на сайты).
1.
https://www.b17.ru/article/pesochnaya_terapiya_doma/
2. Система средств обучения.
- Иллюстративные:
электронная картотека изобразительного материала к темам занятий.
- Раздаточные:
наборы миниатюрных фигурок;
формы и трафареты для песка.
- Электронные образовательные ресурсы:
презентации к темам программы;
21
фонотека с релаксационной музыкой;
световые столы;
ноутбук, экран.
3. Система контроля образовательных результатов и достижений обучающихся
Для отслеживания результативности усвоения программы используются следующие этапы
контроля: входной, текущий и итоговый контроль.
Возраст
детей
5-7 лет
Входной
Текущий
Итоговый
1 занятие
2-35 занятие
36 занятие
Входной контроль проводится на первом занятии, с целью выявления первоначального
уровня знаний и умений, возможностей детей и определения природных способностей.
Формы входного контроля:
- практическое задание;
- наблюдение.
Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения детьми развивающих
заданий.
Формы текущего контроля:
наблюдение;
беседа.
Итоговый контроль включает мероприятия по результатам освоения программы.
Формы итогового контроля:
итоговое рисование на песке или песком на свободную тему;
обсуждение основных техник рисования на песке.
Форма предъявления результата освоения программы:
презентация работ на песке (фотовыставка).
Формы проведения контроля:
наблюдение;
презентация песочных работ (фотовыставка).
22
Приложение 1
Карта входного и итогового контроля
заполняется на каждого обучающегося индивидуально
ФИО ребенка
Критерии
Познавательное развитие
1. Различает свойства песка (сухой/мокрый, сыпучесть).
2. Создает простые и сложные конструкции (башни,
туннели).
3.
Ориентируется
в
пространстве
(верх/низ,
ближе/дальше).
Эмоционально-волевая сфера
1. Контролирует эмоции при неудачах (разрушение
постройки).
2.. Проявляет эмпатию (помогает другим, утешает).
Социальные навыки
1. Соблюдает правила работы с песком (не разбрасывает,
убирает).
2. Работает в команде (договаривается, делится).
Творчество
1.Придумывает оригинальные сюжеты
2. Использует декор (камешки, ракушки) для
детализации.
Экологическое воспитание
1. Бережно относится к материалам.
2. Понимает важность сохранения природы (на примере
песка).
Рекомендации
Для педагога
Для родителей
Н.
К.
Примечание
Н. – начало реализации программы
К.– конец реализации программы
Критерии оценки:
1 балл – навык не сформирован, отсутствует.
2 балла – навык проявляется частично, требуется помощь взрослого.
3 балла*– навык сформирован, ребенок выполняет задание самостоятельно.
23
Приложение 2
Карта текущего контроля
Общие данные
ФИО
Дата
ребенка
Блоки диагностики (Шкала оценки: 1 – не проявляется, 2 – частично, 3 – уверенно)
Базовые навыки работы с песком Познавательное развитие
Эмоционально-личностная сфера
Проявл Различает
яет
состояния
интерес песка
к песку
Общие
данные
Использует
простые
инструмент
ы
Специальные диагностические
ФИО
Дата Свободная Повтори
ребенка
игра
узор
Создает
простые
постройк
и
Ориентируе
тся
в
пространст
ве подноса
Интерпретация результатов
задания
Расскажи Низкий Средний
о своей
постройке
Высокий
Проявляет
любознательн
ость
(эксперименти
рует)
Реакция
Готовность
на неудачу делиться
(разрушени материалами
е
постройки)
Рекомендации
Эмоциональ
ный отклик
на
песочные
образы
Особые отметки
(особенности ребенка)
Примечание.
- Специальные диагностические задания.
Задание 1: «Свободная игра»
• Дается 5 минут для самостоятельной игры с песком.
• Фиксируется:
- характер действий (манипуляции/сюжет);
- использование дополнительных материалов;
- речевое сопровождение.
Задание 2: «Повтори узор»
• Педагог делает отпечатки ладони/расчески – ребенок повторяет.
• Оценивается точность воспроизведения.
Задание 3: «Расскажи о своей постройке»
• Ребенку предлагается описать созданное.
• Оценивается:
- словарный запас;
- связность речи;
- оригинальность сюжета.
- Интерпретация результатов.
Уровни:
• Низкий (1-12 баллов):
- пассивное манипулирование материалом;
- требуется постоянная поддержка взрослого.
• Средний (13-20 баллов):
- проявляет интерес к деятельности;
- способен к простым построениям;
- эпизодическая речевая активность.
• Высокий (21-27 баллов):
- самостоятельная сюжетная игра;
- яркая познавательная активность;
- развернутые речевые высказывания.
- Рекомендации.
1. Для детей с низким уровнем:
- индивидуальные сеансы знакомства с материалом;
- простые задания на тактильное исследование.
2.Для среднего уровня:
- упражнения на развитие сюжетной игры;
- обогащение словаря через комментирование действий.
3. Для высокого уровня:
- усложненные творческие задания;
- роль помощника в групповой работе.
- Особые отметки (Особенности ребенка).
- Страх загрязнения рук.
- Аллергические реакции.
- Избегание тактильного контакт.