Дополнителтная общеразвивающая программа Волшебный мир бисера

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 112
комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Принята
Педагогическим советом
ГБДОУ детский сад №112
Протокол № 1 от 29.08.2025

Утверждена:
Приказ №130-од от 29.08.2025
Заведующий ГБДОУ 112
_____________ М.Е. Коновалова

Подписан: Коновалова Мария
Ефремовна
DN: C=RU, O=ГБДОУ детский
сад №112 Фрунзенского
района СПб, CN=Коновалова
Мария Ефремовна,
E=info.doufr112@obr.gov.spb.r
u
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2025-09-23 11:37:50

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Волшебный мир бисера»
2025-2026 учебный год
для детей 5-7 лет

Разработчик: Лебедева О.М.,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург
2025 год

Оглавление
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………………..3
1.1

Направленность……………………………………………………………………………………………………………………..3

1.2.

Адресат программы ............................................. Ошибка! Закладка не определена.

1.3.

Актуальность реализации.................................... Ошибка! Закладка не определена.

1.4

Уровень освоения ДОП……………………………………………………………………………………………..3

1.5.

Объем и срок освоения ........................................ Ошибка! Закладка не определена.

1.6.

Цель и задачи (обучающие, развивающие, воспитательные)……………………………………………..4

1.7

Планируемые результаты………………………………………………………………………………………..5

1.8

Организационно-педагогические условия реализации ДОП:………………………………..5
- язык реализации
- форма обучения
- формы организации и проведения занятий
- материально-техническое оснащение…..

2. Учебный план……………………………………………………………………………………………………………….6
3. Календарный учебный график………………………………………………………………………………………10
4. Рабочая программа………………………………………………………………………………………………………..11
5. Методические и оценочные материалы………………………………………………………………………17
- технологии, методы, приемы, практики организации образовательного
процесса………………………………………………………………………………………………………………………………17
- учебно-методический комплекс:……………………………………………………………………….17
учебно-методические пособия для педагога и учащихся…………………………………..17
система средств обучения…………………………………………………………………………………….18
система контроля образовательных результатов и достижений обучающихся….18

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Направленность ДОП
Художественная.
1.2 Адресат программы
Дети в возрасте от 5 до 7 лет, проявляющие интерес к ручному труду (бисероплетению).
1.3 Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена социальной значимостью данного направления и
ориентирована на запросы и потребности детей и их родителей.
В настоящее время особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников
художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства
прекрасного.
Бисероплетение – занятие не только увлекательное, но и полезное. Работа с бисером
развивает у детей художественный вкус, конструктивное мышление, внимание,
наблюдательность, память, пространственное представление, воспитывает терпение,
приучает к аккуратности, точности. Соблюдение цветового рисунка вырабатывает
сосредоточенность. Изменение предложенной схемы развивает фантазию. Одновременная
работа обеих рук вырабатывает координацию движений. Бисероплетение формирует
навыки исполнительского мастерства и разрабатывает сложную моторику движения кисти.
А сейчас уже доказана связь способности ребенка совершать координированные движения
пальцев с развитием интеллекта.
Программа по бисероплетению не только формирует и развивает практические умения и
навыки при работе с бисером, но и способствует развитию интереса к культуре своей
Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности.

Новизна
Новизна программы заключается в развитии творческого, нестандартного подхода у
обучающихся к выполнению заданий по выбору композиций, цветовой гаммы и
необходимых материалов для изготовления изделий и сувениров из бисера.
1.4 Уровень освоения ДОП
Общекультурный уровень.
-Формирование и развитие творческих способностей детей, формирование общей культуры
обучающихся.
-Презентация результатов на уровне образовательной организации.

-Организация свободного времени.

1.5 Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Объем программы 22,5 час. (1-й год обучения),27 часов (2-й год обучения).
Срок освоения 27 дней (1-й год), 27 дней (2-й год).

1.6 Цель и задачи ДОП
Главная цель программы - развитие творческой, художественно-эстетической личности
ребёнка путём самовыражения при создании изделий из бисера; привлечения детей к
прекрасному искусству бисероплетения.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач.
Основные задачи
Обучающие:
- получение и расширение знаний об истории возникновения бисера и бисероплетения;
- освоение техники бисероплетения на проволоке;
- обучение специальной терминологии;
- научить работать по схеме, дополнять или изменять её, составлять свою;
- освоение правил безопасности труда при работе с бисером;
- обогащать речь детей, расширять словарный запас.
Развивающие:
- формирование навыков самоконтроля в ходе выполнения работы;
- развитие логического, абстрактного и образного мышления, фантазии, внимания, памяти,
творческих способностей;
- развитие мелкой моторики, тонких и точных движений пальцев рук;
- развивать трудовые навыки, умение доводить начатое дело до конца;
- формирование эстетического художественного вкуса;
- расширение кругозора.
Воспитательные:
- привитие устойчивого интереса детей к работе с бисером;
- побудить желание совершенствоваться в бисероплетении;
- воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, ответственности,
самостоятельности, аккуратности, усидчивости, терпения;
воспитывать
нравственные
качества
по
отношению
к
окружающим
(доброжелательность, уважение к чужому труду, чувство товарищества).

1.7 Планируемые результаты
Предметные результаты
- теоретическая подготовка (владение теоретическими знаниями в пределах программы,
владение специальной терминологией, знание правил и алгоритмов деятельности).
- практическая подготовка (практические умения и навыки, предусмотренные программой,
владение специальным оборудованием и оснащением).
Личностные результаты
- сформированность культуры общения и поведения в социуме.
-сформированность мотивации к обучению и познавательной деятельности.
Ожидаемые результаты:
Дети 5-6 лет (1-й год обучения):
По окончании 1-го года обучения старшие дошкольники знают:
- историю возникновения бисера, что такое бисероплетение;
- название и назначение материалов (бусина, бисер, стеклярус, рубка, проволока) и ручных
инструментов (ножницы, круглогубцы);
- правила безопасности труда при работе с бисером;
- основные приемы техники бисероплетения на проволоке (параллельное, петельное и
игольчатое плетение).
По окончании 1-го года обучения старшие дошкольники умеют:
- организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом, поддерживать
порядок во время работы;
- соблюдать правила личной и общей безопасности во время бисероплетения;
- под руководством педагога проводить анализ изделия, планировать последовательность
его изготовления и осуществлять контроль результата практической деятельности по
эскизу, схеме, образцу;
- самостоятельно подбирать цвет, материал и детали для работы;
- под руководством педагога выполнять работу по изготовлению различных плоскостных
изделий из бисера, используя основные приемы техники бисероплетения на проволоке.
Дети 6-7 лет (2-й год обучения):
По окончании 2-го года обучения старшие дошкольники знают:
- названия материалов, ручных инструментов и приспособлений;
- правила безопасности труда во время бисероплетения;
- основные приемы техники бисероплетения на проволоке;
- правила планирования и организации труда.
По окончании 2-го года обучения старшие дошкольники умеют:
- составлять схему изделия;
- работать самостоятельно при изготовлении плоскостных изделий из бисера;
- понимать и читать схемы по бисероплетению;
- под руководством педагога выполнять работу по изготовлению объемных изделий из
бисера.
1.8 Организационно-педагогические условия реализации программы

Программа предназначена для воспитанников от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года обучения.
Язык реализации программы – русский. Форма обучения – очная. Занятия проводятся в
специальном помещении. Обучение проводится подгруппами до 10 человек.. На обучение
по программе принимаются все желающие без специального отбора и наличия базовых
знаний в данной области деятельности. Форма организации деятельности на занятии:
фронтальная (со всеми одновременно – рассказ, показ, выполнение упражнений),
индивидуальная.
Материально-техническое оснащение
Для успешной реализации программы необходимо иметь
Инструменты и приспособления
Материалы
Карандаши,
ножницы,
кусачки, Бумага, цветной картон, проволока 1 мм,
круглогубцы, клей-пистолет, ворсистая 0,3 мм, бисер разного цвета и размера,
ткань – подложка 20Х20 см на каждого пластмассовые бусины для термомозаики,
ребенка
крупные бусины
картотека «Гимнастика для глаз».
картотека «Пальчиковые игры»
папка «Основные техники плетения из бисера»
папка «Техника безопасности»
Литературный материал для проведения занятий.
папка «Схемы изготовления поделок из бисера».
Образцы поделок.
Наборы картинок по темам: насекомые, рыбы, транспорт, космос, животные, посуда,
сказочные персонажи, сказки, открытки к праздникам.

2. Учебный план
1-й год обучения
№
п/п
1.

Название раздела,
темы
Вводное (история
бисероплетения,
Рассматривание образцов
изделий из бисера.
Знакомство с материалом
и инструментами.
Основные правила
безопасности при работе
с бисером).

Количество минут
Всего

Теория Практика

40

40

Формы контроля

Беседа

2.

Плетение цепочек
(кольцо, браслет)

60

15

45

Беседа, практическое
занятие

3.

Цветы

100

15

85

Беседа, практическое
занятие, оценивание
качества работы

4.

Фигура человека
(девочка)

50

15

35

Беседа, практическое
занятие

5.

Мир животных (рыбки,
ящерка, лисичка, котик,
собака, попугай)

300

60

240

Беседа, практическое
занятие, оценивание
качества работы

6.

В гостях у сказки
(сказочный заяц)

50

15

35

Беседа, практическое
занятие

7.

Новогодние игрушки
(елка, снеговик,
снежинка, дед мороз,
ангел)

200

40

160

Беседа, практическое
занятие, оценивание
качества работы

8.

Подарки (папе, маме)

150

30

120

Беседа, практическое
занятие

9.

На улице города
(легковой автомобиль,
грузовик)

100

15

85

Беседа, практическое
занятие, оценивание
качества работы

10

Космос (космический
корабль, космонавт,
инопланетяне)

100

15

85

Беседа, практическое
занятие, оценивание
качества работы

11.

Насекомые (бабочки,
божья коровка, стрекоза)

200

35

165

Беседа, практическое
занятие, выставка
(композиция «Бабочки
на лугу»)

Итого:

1350
(22,5час)

2-й год обучения
№ Название раздела, темы
п/п

Количество минут
Всего

Теория

Формы контроля
Практика

1.

Вводное

60

25

35

Беседа,
практическое
занятие

2.

Украшение

60

15

45

Беседа,
практическое
занятие

3.

Цветок

60

20

40

Беседа,
практическое
занятие,
оценивание
качества работы

4.

Фрукты

60

10

50

Беседа,
практическое
занятие

5.

Морские обитатели (рыбки,
рыба-пила, русалка)

180

25

155

Беседа,
практическое
занятие,
оценивание
качества работы

6.

Сказочные герои (кот в сапогах,
медвежонок)

120

20

100

Беседа,
практическое
занятие,
оценивание
качества работы

7.

Новый год (снеговик, Дед
Мороз, Снегурочка)

180

20

160

Беседа,
практическое
занятие,
оценивание
качества работы

8.

Животные (лошадь, черепаха,
крыска, крокодил, обезьянка,
попугай, заяц, лиса, ящерка)

600

65

535

Беседа,
практическое
занятие,
оценивание
качества работы

9.

Подарок папе (танк)

60

5

55

Беседа,
практическое
занятие

10.

Подарок маме (сладости, чайный
сервиз)

120

15

105

Беседа,
практическое
занятие

11.

Космос (инопланетяне)

120

20

100

Беседа,
практическое
занятие,
выставка «Гости
из космоса»

Итого:

1620
(27
час)

3. Календарный учебный график

Утвержден
Приказ №___от_________
Заведующий ГБДОУ 112
________Коновалова М.Е.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
реализации ДОП «Волшебный мир бисера» на 2025-2026 уч.год

Год
обучения

Дата
начала
обучения
по
программе

Дата
Кол-во
окончания учебных
обучения
недель
по
программе

Кол-во
учебных
дней

Кол-во
учебных
часов

Режим
занятий

1 год

1 октября

30 апреля

27

27

22,5

1 раз в
неделю по
50 мин.

2 год

1 октября

30 апреля

27

27

27

1 раз в
неделю по
60 мин.

4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Задачи и планируемые результаты представлены в пояснительной записке.

Содержание программы
1-й год обучения

1. Вводное.
Теория: История возникновения бисера и бисероплетения. Рассматривание
образцов изделий из бисера. Знакомство с материалом и инструментами. Основные
правила безопасности при работе с бисером.
Практика: Низание крупного бисера на проволоку – простая цепочка. Плетение
кольца из бусин для тормомозаики (рубки) – цепочка плетением «навстречу».
2. Браслет.
Теория: Рассматривание украшений из бисера. Показ плетения цепочки «крестик».
Практика: Плетение браслета из рубки.
3. Цветок 1
Теория: Знакомство с приемом петельного плетения. Обучение нанизывать бисер
по счету. Рассматривание образцов.
Практика: Плетение цветка с 5 лепестками из рубки. Маленький мотылек из рубки.
4. Цветок 2.
Теория: Вспомнить прием петельного плетения. Рассматривание образцов.
Практика: плетение цветка из крупного бисера (№ 6) с использованием приема
петельного плетения.
5. Насекомые. Бабочка.
Теория: Закрепление приема петельного плетения и плетения цепочки «навстречу».
Рассматривание образцов.
Практика: Плетение бабочки из рубки. Выполнение работы под диктовку педагога.
Закрепление умения нанизывать бисер по счету. Цветок с 3 лепестками.
6. Рыбки в аквариуме.
Теория: знакомство с приёмом параллельного плетения из бисера. Рассматривание
образцов.
Практика: Плетение рыбок из рубки. Закрепление умения нанизывать бисер по
счету. Формирование умения выполнять определенные действия при плетении.
Выполнение работы под диктовку педагога.
7. Насекомые. Божья коровка, маленькая бабочка.
Теория: рассматривание образца.
Практика: Плетение Божьей коровки из крупного бисера (№8 или №6), используя
прием параллельного плетения. Плетение маленькой бабочки из крупного бисера с
использованием приемов параллельного и петельного плетения. Формирование

умения выполнять определенные действия при плетении, работать под диктовку
педагога.
8. Девочка.
Теория: Знакомство с новым приемом плетения – игольчатое плетение.
Рассматривание образца.
Практика: плетение фигурки девочки из рубки с применением разных приемов
плетения параллельное, петельное и игольчатое. Работа под диктовку педагога.
Дополнительно плетение из рубки собачки.
9. Новогодние игрушки. Елка.
Теория: беседа про Новый год и его подарки. Какими игрушками можно украсить
новогоднюю елку. Рассматривание образцов.
Практика: плетение елки из крупного бисера (№ 6 или № 8), используя прием
параллельного плетения. Формирование умения выполнять определенные действия
при плетении. Работа под диктовку педагога.
10. Новогодние игрушки. Снеговик и снежинка.
Теория: рассматривание образцов. Введение схемы изделия (снеговика).
Практика: плетение из рубки снеговика и снежинки параллельным и петельным
плетением. Формировать умение выполнять определенные действия при плетении,
читая схему.
11. Новогодние игрушки. Дед Мороз.
Теория: беседа: кто приносит подарки в Новый год. Рассматривание картинок,
образцов, схемы.
Практика: плетение из рубки фигурки Деда Мороза (параллельное и петельное
плетение). Чтение схемы. Работа под диктовку педагога.
12. Новогодние игрушки. Ангел.
Теория: символ Рождества – ангел. Рассматривание картинок, образца, схемы.
Практика: плетение из рубки фигурки ангела (параллельное, петельное, игольчатое
плетение). Чтение схемы. Работа под диктовку педагога.
13. В гостях у сказки. Сказочный заяц.
Теория: беседа: каких сказочных героев-животных вы знаете. Рассматривание
картинок, образцов, схемы. Обсуждение способов плетения.
Практика: плетение из рубки фигурки зайца (параллельное и петельное плетение).
Чтение схемы. Работа под диктовку педагога.
14. Мир животных. Ящерка, лягушка.
Теория: мир животных. Рассматривание картинок, образцов, схем. Обсуждение
способов плетения.
Практика: плетение из рубки фигурок ящерки и лягушки с использованием разных
приемов плетения. Чтение схемы, формирование умения плести по схеме. Помощь
педагога.
15. Мир животных. Лисичка.
Теория: Рассматривание картинок, образца, схемы. Обсуждение способов
плетения.
Практика: плетение из рубки фигурки лисички. Закрепление технических навыков
и приемов. Чтение схемы. Помощь педагога.
16. Мир животных. Котик.

Теория: о домашних животных. Рассматривание картинок, образца, схемы.
Обсуждение способов плетения.
Практика: плетение из крупного бисера (№ 6) кота по схеме с помощью педагога
или под диктовку педагога.
17. Мир животных. Собака с косточкой.
Теория: рассматривание картинок, образца, схемы. Обсуждение способов плетения.
Практика: плетение из крупного бисера (№ 6 или №8) собаки по схеме с помощью
педагога или под диктовку педагога.
18. Подарок папе. Медальон.
Теория: о празднике 23 февраля, как поздравить пап. Рассматривание открыток,
образца.
Практика: изготовление медальона в подарок папе (дедушке, брату) с помощью
педагога.
19. Подарок маме. Открытка к 8 марта.
Теория: о празднике. Как поздравить маму. Рассматривание открыток, образца
открытки к 8 марта.
Практика: плетение цифры «8» из рубки для открытки. Закрепление технических
навыков и приемов плетения. Самостоятельная работа, при необходимости –
помощь педагога.
20. Подарок маме. Открытка к 8 марта. Продолжение.
Теория: обсуждение способов плетения цветов из бисера.
Практика: плетение цветов из мелкого (№ 10) бисера.
21. Мир животных. Попугай.
Теория: о птицах. Рассматривание картинок, образца, схемы.
Практика: плетение из крупного бисера (№ 6 или № 8) попугая по схеме с
помощью педагога.
22. На улице города. Легковой автомобиль.
Теория: Закрепление знаний о наземном транспорте. Вызвать желание изготовить
транспорт из бисера. Рассматривание образцов и схем, определение способов
плетения.
Практика: плетение из рубки легкового автомобиля по схеме с помощью педагога
или под диктовку педагога.
23. На улице города. Грузовик.
Теория: рассматривание образца, схемы, определение способов плетения.
Практика: плетение из рубки грузовика по схеме или под диктовку педагога.
24. Космос. Космический корабль и космонавт.
Теория: разговор о космосе. Рассматривание картинок, образца композиции «В
космосе», обсуждение способов плетения по схемам.
Практика: плетение из рубки космического корабля и космонавта по схемам с
помощью педагога или под диктовку педагога. Закрепление технических навыков и
приемов. С помощью педагога создается композиция «В космосе».
25. Космос. Инопланетяне.
Теория: кто такие инопланетяне. Рассматривание образцов.
Практика: плетение из рубки фигурок инопланетян по выбранным схемам и
образцам с помощью педагога. Закрепление умения читать схему и плести по ней.
26. Насекомые. Стрекоза.

Теория: о насекомых. Рассматривание картинки, образца, схемы. Обсуждение
приемов плетения.
Практика: плетение из рубки и бисера стрекозы по схеме самостоятельно,
используя помощь педагога.
27. Насекомые. Бабочка с плетеными крыльями.
Теория: рассматривание образца, схемы. Обсуждение приемов плетения.
Практика: плетение бабочки из круглого бисера (4 мм) с помощью педагога.
Изготовление общей композиции «Бабочки на лугу».

2-й год обучения

1. Вводное.
Теория: повтор материала (история бисероплетения, материалы,
инструменты, основные правила безопасности при работе с бисером).
Рассматривание образца и схемы кольца из бисера. Обсуждение способов
плетения.
Практика; плетение из бисера кольца с божьей коровкой.
2. Украшение. Подвеска.
Теория: какие бывают украшения. Рассматривание образцов. Схема
подвески .Обсуждение способов плетения.
Практика: плетение из рубки украшения - подвески по схеме с помощью
педагога. Формирование умения читать схему и плести по ней.
3. Цветок.
Теория: о схеме изделия, как зарисовать схему.
Практика: зарисовка схемы лепестка цветка (параллельное плетение).
Выполнение работы по схеме – цветок с 4-мя лепестками . Упражнение в
параллельном плетении.
4. Фрукты на тарелке (яблоко и груша).
Теория: рассматривание образцов и схем. Обсуждение способов плетения.
Практика: плетение из рубки яблока и груши по схеме с помощью педагога
или под диктовку педагога.
5. Морские обитатели. Рыбки.
Теория: кто обитает в море. Рассматривание картинок, образцов, схем.
Обсуждение способов плетения.
Практика: плетение рыбок из крупного бисера (№ 6 или № 8) по схеме с
помощью педагога или под диктовку педагога. Упражнение в параллельном
и петельном плетении.
6. Морские обитатели. Рыба-пила.
Теория: рассматривание образца и схемы.
Практика: плетение из рубки рыбы-пилы по образцу или схеме
самостоятельно с помощью педагога. Закрепление технических навыков и
приемов плетения.
7. Морские обитатели. Русалка.

Теория: рассматривание образца и схемы.
Практика: плетение из рубки русалки по схеме с помощью педагога и под
диктовку педагога.
8. Сказочные герои. Кот в сапогах.
Теория: о сказочных героях. Рассматривание картинок, образца, схемы.
Обсуждение способов плетения.
Практика: плетение из рубки кота в сапогах под диктовку педагога.
9. Сказочные герои. Медвежонок.
Теория: в каких сказках есть медведи. Рассматривание картинок, образца,
схемы.
Практика: плетение из рубки медвежонка по схеме с помощью и под
диктовку педагога. Закрепление умений в параллельном и петельном
плетении.
10. Новый год. Снеговик.
Теория: о подготовке к Новому году. Рассматривание картинок, открыток,
образца, схемы. Обсуждение способов плетения.
Практика: плетение снеговика из крупного бисера (№ 6 и № 8) по образцу
или схеме самостоятельно с помощью педагога. Закрепление умения читать
схему и плести по ней.
11. Новый год. Дед Мороз.
Теория: Рассматривание картинок, образца, схемы. Обсуждение способов
плетения.
Практика: плетение из круглого бисера деда Мороза по образцу, по схеме с
помощью и под диктовку педагога.
12. Новый год. Снегурочка.
Теория: рассматривание картинок, образца, схемы.
Практика: плетение из круглого бисера Снегурочки по схеме с помощью и
под диктовку педагога.
13. Животные. Лошадка – символ года.
Теория: рассматривание образца, схемы. Обсуждение способов плетения.
Практика: плетение из рубки лошадки по схеме с помощью и под диктовку
педагога.
14. Животные. Черепаха.
Теория: Рассматривание картинки, образца, схемы. Обсуждение способов
плетения.
Практика: плетение из рубки черепахи по схеме с помощью педагога.
15. Животные. Крыска.
Теория: рассматривание образца, схемы. Обсуждение способов плетения.
Практика: плетение из рубки крыски по схеме с помощью педагога.
16. Животные. Крокодил.
Теория: рассматривание образца, схемы. Обсуждение способов плетения.
Практика: плетение из рубки крокодила по схеме с помощью и под диктовку
педагога.
17. Животные. Обезьянка.
Теория: Рассматривание схемы и образца. Обсуждение способов плетения.

Практика: плетение из бисера (№ 6 или № 8) фигуры обезьянки по схеме с
помощью педагога.
18. Подарок папе. Танк.
Теория: о празднике Защитников Отечества. Рассматривание образца,
схемы. Обсуждение способа плетения.
Практика: плетение из рубки объемного танка самостоятельно и с помощью
педагога по схеме.
19. Сладости. Пирожное.
Теория: Беседа об угощениях во время праздников. Вызвать желание
выполнить сладости из бисера. Рассмотреть образец и схему, определить
способы плетения.
Практика: плетение из рубки объемной поделки – пирожного
самостоятельно под руководством педагога.
20. Подарок маме. Чайный сервиз.
Теория: рассматривание образца композиции «Чайный сервиз». Обсуждение
способа плетения.
Практика: плетение из рубки или крупного бисера чашки и чайника по
схеме или образцу самостоятельно с помощью педагога. Оформление
композиции «Чайный сервиз».
21. Животные. Попугай.
Теория: рассматривание схемы.
Практика: плетение самостоятельно по схеме фигурки попугая из рубки.
Закрепление умения читать схему и плести по ней.
22. Животные. Заяц.
Теория: рассматривание образца и схемы. Обсуждение способов плетения.
Практика: плетение из мелкого бисера (№ 10) фигурки зайца по схеме с
помощью педагога.
23. Животные. Лиса.
Теория: рассматривание схемы, образца. Обсуждение способов плетения.
Практика: плетение из бисера (№ 8) фигурки лисы по схеме с помощью
педагога. Закрепление умения читать схему и плести по ней.
24. Космос. Инопланетяне.
Теория: рассматривание схем и образцов плоскостных фигурок.
Обсуждение способов плетения.
Практика: плетение из бисера (№ 6 или № 8) фигурок инопланетян по схеме
с помощью педагога. Использование выполненных фигурок для выставки
композиции «Гости из космоса».
25. Космос. Инопланетянин.
Теория: знакомство с плетением объемных фигур параллельным плетением.
Практика: плетение из бисера объемной фигурки инопланетянина под
диктовку педагога.
26. Животные. Ящерка.
Теория: плетение объемных фигурок параллельным плетением.
Практика: плетение объемной фигурки ящерки из бисера (№8 или № 10) по
схеме с помощью и под диктовку педагога.
27. Животные. Ящерка. Окончание работы.

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Технологии, методы, приемы, практики организации образовательного процесса
Для развития мотивации обучающихся педагог использует активные методы обучения,
методы стимулирования деятельности (поощрение, одобрение), создавая положительный
эмоциональный настрой.
Методы и приемы реализации программы
-наглядно-зрительные (наблюдение, показ выполнения работы, рассматривание образцов,
схем);
-словесные (объяснение механизма выполнения работы, вопросы, художественное слово,
пояснение, поощрение);
- практические (самостоятельное выполнение работы, помощь педагога при выполнении
работы).
Структура занятий:
1 часть – беседа по теме занятия;
2 часть – практическое занятие (рассматривание образцов, схем, показ способа действия
самостоятельное выполнение работы, помощь педагога) с перерывами на пальчиковые
игры;
3 часть – рассматривание полученного результата работы, поощрение детей. Занятия
обязательно включают в себя:
-уточнение правил личной и общей безопасности во время работы с бисером;
- комплексы гимнастик для глаз;
- стихи, загадки по данной теме.
Учебно-методический комплекс
1.Учебные и методические пособия для педагога и учащихся
Список литературы для педагогов
Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль; Академия развития; 2007
Е.Виноградова. Бисер для детей. Игрушки и украшения. – М.; Изд-во Эксмо; СПб; 2004
Золотарева Е.Н. Подарки из бисера. – М.; Айрис-пресс;2007
Ликсо Н.Л. Бисер. – Минск; ООО «Харвест»; 2006
Манкова Т.Н. Бисерная миниатюра: как создать объем. – Ростов н/Д.; Феникс; 2005
Н.В.Белов. Фигурки из бисера. – Минск; Харвест; 2010
Сахненко Е.Н. Игра в бисер. Рукоделие. Серия «О Кей». Ростов н/Д; Феникс, 2005
Т.Шнуровозова. Фигурки из бисера. Уроки для начинающих. – Ростов н/Д; Владис; 2011
Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. – Ростов н/Д;
Феникс; 2004
Фадеева Е.В. Простые поделки из бисера. – М.; Айрис-пресс; 2008
Ю.Лындина. Фигурки из бисера. 250 фигурок для игры и подарков. – М.; Культура и
традиции;2001
Ю.С.Лындина. Игрушечки из бисера. – М.; Культура и традиции; 2006
Список литературы для детей и родителей
Е.Виноградова. Бисер для детей. Игрушки и украшения. – М.; Изд-во ЭКСМО; 2004

Зайцева А.А. Бисер от А до Я. Полный курс по техникам работы с бисером. – М.; ЭКСМО;
2023
Золотарева Е.Н. Подарки из бисера. – М.; Айрис-пресс;2007
Н.В.Белов. Фигурки из бисера. – Минск; Харвест; 2010
Ю.Лындина. Фигурки из бисера. 250 фигурок для игры и подарков. – М.; Культура и
традиции;2001
Ю.С.Лындина. Игрушечки из бисера. – М.; Культура и традиции; 2006

2.Система средств обучения
- демонстрационные материалы: образцы поделок, схемы изготовления поделок из
бисера, папка «Основные техники плетения из бисера», картотеки «Гимнастика для глаз»,
«Пальчиковые игры»;
- иллюстративные материалы: наборы картинок (фото) по темам: насекомые, рыбы,
животные, транспорт, космос, посуда, сказки, сказочные персонажи, открытки к
праздникам;
-раздаточные материалы: схемы;
- электронные образовательные ресурсы: презентации к темам программы.
3.Система контроля образовательных результатов и достижений обучающихся
Виды контроля
Входной контроль проводится на первых занятиях – изучение отношения ребенка к
выбранной деятельности, его способностей, личностных качеств ребенка.
Текущий контроль проводится в течение периода обучения для изучения динамики
освоения программы ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.
Педагог, наблюдая за работой обучающихся и их отношением к работе на занятиях,
заполняет соответствующую графу Информационной карты в соответствии с критериями.
Итоговый контроль (оценивание) проводится в конце обучения по программе –
обобщение результатов контроля, предъявление результатов.

Информационная карта «Уровень освоения предметных результатов» (1-й год обучения)
№

ФИ ребенка

освоение техники низания бисера – цепочка

простая

навстречу

крестик

Колечко

освоение
правил
безопасности

1б – не всегда понимает, с трудом доводит дело до конца, работа небрежная
2б – с удовольствием работает, но требуется помощь педагога
3б – выполняет работу самостоятельно

овладение приемам плетения из бисера
параллельно
е

петельное

игольчато
е

умение плести, использу
образец

схему

Информационная карта «Уровень освоения предметных результатов» (2-й год обучения)
№
п/п

ФИ ребенка

владение приёмами плетения из бисера
параллельное
н

к

Петельное

Игольчатое

Н

н

К

К

умение
пользоваться
схемой
плетения

умение плести
плоскостные
изделия
н

Н

1б – не всегда понимает, с трудом доводит дело до конца, работа небрежная
2б – с удовольствием работает, но требуется помощь педагога
3б–выполняет работу самостоятельно – начало года; к – конец года.

к

к

умение
читать
схему
объёмного
изделия

умение
плести
объёмные
изделия

Для проведения контроля освоения программы используются материалы из:
СахненкоЕ.Н. «Игра в бисер. Рукоделие»,
Н.В.Белов «Фигурки из бисера».
1-й год обучения
освоение техники низания бисера – цепочка
простая цепочка
задание: на проволоку длиной 15 см набрать 10 бисеринок 2-х цветов, чередуя одну через
одну.
цепочка плетением «навстречу»
задание: сплести цепочку плетением «навстречу»
-проволоку длиной 20 см согнуть пополам, нанизать 1 бисеринку и поместить её в середину
проволоки.
- на правый конец проволоки нанизать 1 бисеринку, левый конец проволоки продеть в ту
же бисеринку навстречу правому концу проволоки, потянуть оба конца проволоки в разные
стороны. Продолжить работу.
Время ограничить до 5 мин.
цепочка «крестик»
задание: выполнить цепочку «крестик» на проволоке 20 см.
1. сложить проволоку пополам.
2. нанизать на середину проволоки 4 бисеринки
3. продеть в одну из крайних бисеринок второй конец проволоки и, затянув, сформировать
кольцо. Оба конца проволоки смотрят из этой бисеринки в разные стороны.
4. нанизать на левый конец проволоки 2 бисеринки, а на правый – 1.
5. протянуть правый конец проволоки через 2ую бисеринку левого конца проволоки,
затянуть, потянув концы проволоки в разные стороны. Продолжать так делать, пока не
кончится проволока.
Время ограничить до 7 мин.
Цепочка «колечки»
задание: выполнить цепочку «колечки».
1. набрать 8 бисеринок на проволоку длиной 25 см.
2. продеть правый конец проволоки через 1ую и 2ую бисеринки, затянуть, сформировать
кольцо.
3. набрать на левый конец проволоки 4 бисеринки, а на правый – 2.
4. продеть правый конец проволоки в две последние бисеринки на левом конце. Затянуть.
Повторять до конца проволоки.
Время ограничить до 10 мин.
освоение правил безопасности
тест «Проверь себя»
задание: найди неверное утверждение:
- хранить бисер необходимо в баночках с плотной крышкой или в закрытых целлофановых
пакетах.
- обрезки от проволоки можно бросать на пол.
- с бисером надо работать аккуратно, не брать его в рот.
- ножницы надо хранить в определенном месте.
- можно резать ножницами на ходу.
- в конце работы нужно убрать свое рабочее место.
овладение приемами плетения из бисера
параллельное плетение
задание: выполнить приёмом параллельного плетения листик, используя запись 1-2-3-3-32-1, где цифры обозначают количество бисеринок в каждом ряду.

петельное плетение
задание: сплести 3 петельки, используя для каждой петли 9 бисеринок и для каждой петли
свой цвет (по выбору ребенка)
Набрать правым концом проволоки длиной 15 см 9 бисеринок одного цвета, при этом
левый конец проволоки придержать рукой, чтобы бисеринки не соскользнули с проволоки.
Пропустить правый конец проволоки через первую бисеринку в сторону левого конца
проволоки (оба конца проволоки выходят из бисеринки с одной стороны). Подтянуть
проволоку, сформировав петельку. Для следующей петельки взять бисеринки другого
цвета. Продолжить плетение.
игольчатое плетение
задание: сплести 3 иголочки, используя для каждой иголки 5 бисеринок.
Набрать правым концом проволоки длиной 20 см 5 бисеринок, при этом левый конец
проволоки придержать рукой, чтобы бисеринки не соскользнули с проволоки. Протянуть
правый конец проволоки сразу через 4 бисеринки в обратную сторону кроме той, которая
была нанизана последней (оба конца проволоки выходят с одной стороны первой
бисеринки). Подтянуть проволоку, сформировав иголочку. Продолжать работу дальше.
умение плести, используя образец и схему
задание: получив образец или схему изделия, определить какая используется техника
плетения, сплести эту поделку по образцу или схеме.
Время – до 15 мин.
2-й год обучения
владение приёмами плетения из бисера
Использовать задания по 1-му году обучения, ограничив по времени (5 – 10 минут).
умение пользоваться схемой плетения
задание: получив схему изделия, определить, какая используется техника плетения,
рассказать о последовательности выполнения работ.
умение плести плоскостные изделия
задание: получив схему изделия, сплести эту поделку по схеме.
Время – до 10 мин.
умение читать схему объёмного изделия
задание: получив схему изделия, определить, какая используется техника плетения,
рассказать о последовательности выполнения работ.
умение плести объёмные изделия
задание: получив схему изделия, сплести эту поделку по схеме.
Время – до 15 мин.

Приложение
Правила безопасности при работе с бисером
1. Соблюдать правильную организацию рабочего места. Все должно лежать на
своих местах.
2. Ножницы класть справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя,
подальше от края стола. Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями
и кольцами вперед.
3. С бисером работать аккуратно, не брать в рот. Хранить бисер в специальных
баночках или пластиковых пакетиках.
4. Для работы с бисером использовать ворсистую ткань размером 20Х20 см,
которая не позволит бисеру раскатываться по столу.
5. Освещение должно быть достаточным, но не излишне ярким. Иначе блики
от бисера будут утомлять глаза. Лучше всего работать при естественном
освещении.
6. Работа с бисером дает большую нагрузку на зрение. В работе со сложными
и объемными изделиями нужно делать перерывы. Выполнять гимнастику для
глаз и спины. Не старайтесь делать все и сразу.

Организация рабочего места
Работа с бисером – увлекательное занятие. Но для того, чтобы не уставать
быстро и не испортить зрение, очень важно правильно организовать рабочее
место.
Лучше всего работать за столом при дневном свете или свете потолочной
люстры. Свет должен падать таким образом, чтобы тень от рук и головы не
ложилась на рабочую поверхность стола. Если освещения недостаточно, то
можно воспользоваться настольной лампой мощностью не более 40 вт. Это
позволит избежать дополнительной нагрузки на глаза.
На поверхности стола нужно расстелить мягкую ворсистую ткань (или
дощечку, обернутую такой тканью) размером 20Х20 см, на которую будет
насыпаться бисер. Ворсинки ткани не позволят бисеринкам раскатываться во
время работы. Ткань должна быть однотонной, спокойной расцветки, чтобы

бисер был хорошо виден и не уставали глаза. Можно использовать два оттенка
ткани – темный и светлый – для разного бисера.
Бисер удобно хранить в небольших баночках, пузырьках или полиэтиленовых
пакетиках.
Начиная работу, бисер высыпают на ткань небольшими горками, не смешивая
их между собой.
Если рабочее место оборудовано правильно, то работать будет легко и
приятно. Но в любом случае следует ограничить время занятий бисером до 1
часа в день.

Гимнастика для глаз
Гимнастика для глаз с использованием стихотворений
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз
Видеть будем скоро лучше,
Убедитесь вы сейчас!
Движения глаз согласно тексту: влево – вправо – вверх – вниз. По кругу: вверх
– влево – вниз – вправо, вверх – вправо – вниз – влево. Смотрим на кончик
пальца, приближая и удаляя от глаз. Зажмуриться и 10 раз моргнуть.
Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите – осень в золото одета!
Движения глаз: круговые – вверх – влево – вниз – вправо – вверх – вправо – вниз
– влево. Влево. Вправо. Вверх. Вниз. Зажмурить глаза, поморгать 10 раз.
(Повторить 2 раза)
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть – не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива.
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
Обвести глазами круг. Посмотреть вверх, посмотреть вниз. Посмотреть
влево – вправо, влево – вправо. Посмотреть вниз, вверх. Зажмурить глаза,
поморгать 10 раз. (Повтор 2 раза)

Веселая неделька
Всю неделю по порядку Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся.
Вниз посмотрят на траву - И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх, опустить вниз. Голова - неподвижна. (Для снятия
глазного напряжения).
Во вторник часики глаза Водят взгляд туда – сюда.
Ходят влево, ходят вправо, Не устанут никогда.
Глаза смотрят влево – вправо. Голова - неподвижна. (Для снятия глазного
напряжения).
В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять. Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем. Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти. Широко открыть глаза. (Для
снятия глазного напряжения).
По четвергам мы смотрим вдаль. На это времени не жаль.
Что вблизи и что вдали Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой. Поставить палец на расстоянии 25-30 см от
глаз. Перевести взор на кончик пальца и смотреть на него. Опустить руку.
(Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию).
В пятницу мы не зевали. Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх. Обратно: влево – вниз –
вправо – вверх. (Совершенствует сложные движения глаз).
Хоть в субботу выходной Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем в нижний левый угол.
Перевести взгляд в верхний левый, затем в нижний правый угол.
(Совершенствует сложные движения глаз).
В воскресенье будем спать. А потом пойдем гулять.
Чтобы глазки закалялись Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки. Массировать их с помощью круговых движений пальцев:
верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного
края века к носу. Затем наоборот. (Расслабляет мышцы и улучшает
кровообращение).

Литературный материал

Домик
Я построю домик
Для своих друзей:
Зайки, мишки, ежика,
Куколки своей.
Бабочка (загадка)
В ярком платье модница,
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится - отдыхает.
Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Божья коровка
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руке,
Пусть сидит в кармашке.
Глазок два, а ножек шесть,
Пятнышки на спинке.
Вот красивая трава,
На – поешь травинки.
Рыбка (загадка)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Рыба (загадка)
Крылья есть,
Да не летает,
Ног нет,
Да не догонишь.
Человечек
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю.
Снеговик
Е.Коркина
Выпал снег. Зима кругом.
Я скатаю снежный ком.
Ком на ком и сверху ком.
Станет снег снеговиком.
Рот, и нос, и две руки,
И глазенки-угольки…
Снеговик взаправдашний!
Гриб – мухомор (загадка)
С виду гриб я, и хороший,
Шапка красная в горошек,
Но обходят стороной

И не знаются со мной.
Мухомор
В.Телегина
Шапочка атласная,
Красная – красная.
Белые горошины
Поверху брошены.
А на ножке – белый бант.
Это что еще за франт?
Как на праздник вырядился,
На поляну выкатился!
- Знаем, знаем!
Ты хорош да пригож,
Да в лукошко не гож!
Елочка
Девочки и мальчики,
Берегите пальчики.
У зеленой елочки
Колючие иголочки.
Елка
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки,
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки.
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
Зайка (загадка)
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка:
Кто же это?..
Снежинка (загадка)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла

На моей ладошке.
З.Рождественская
Белая, узорная звездочка-малютка,
Ты лети мне на руку, посиди минутку.
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
Тюльпан
Г.Долженко
Весеннее солнце с улыбкой взошло,
Бросая свой луч на полянку.
Где алой волной на легком ветру
Тюльпаны вальсируют в танце.
Г.Долженко
На альпийских лугах
Расцвели тюльпаны –
Зеленый, стройный стебелек,
Цветные сарафаны.
Ящерица (загадка)
Она, как змейка, в траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост оборвет –
Другой наживет.
Зайчик (загадка)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
Зайчик
Заяц – зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
Лиса (загадка)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.

Медведь (загадка)
Кто осенью спать ложится,
А весной встает?
Котик
Беленький, пушистый котик
Моет язычком животик.
Моет ушки, моет лапки,
А на лапках цап-царапки.
Ракета (загадка)
Крыльев нет,
Но эта птица
Полетит И прилунится.
Стрекоза (загадка)
Маленький вертолет
Летит назад и вперед,
Большие глаза,
Кто это?..
Любопытная бабочка
Г.Глушнев
Белыми крыльями
Машет капустница.
Только поднимется –
Тут же опустится.
Сядет на краешек
Белой ромашки:
Мед или чай
В этой маленькой чашке?
Бабочка
Г.Долженко
Бархатные крылышки,
Чарующий полет,
В танце водят бабочки
Волшебный хоровод.
Пестренькие платьица
Присели на листок.
Тронь – и вновь закружится
Порхающий цветок.
Цветок
В.Викторов

Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал,
А зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял – и завял,
А сколько бы он
На лугу простоял!


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».