Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 112
комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Принята
Педагогическим советом
ГБДОУ детский сад №112
Протокол №1 от 29.08.2024
Подписан: Коновалова Мария
Ефремовна
DN: C=RU, OU=Заведующий,
O=ГБДОУ детский сад №112
Фрунзенского района СПб,
CN=Коновалова Мария
Ефремовна,
E=dou112@edu-frn.spb.ru
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2025-04-23 14:33:19
Утверждаю
Заведующий ГБДОУ детский сад № 112
______________Коновалова М.Е.
Приказ № 107-од от 29.08.2024
Рабочая программа
реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Волшебный мир бисера»
для обучающихся 5-7 лет
на 2024-2025 учебный год
разработчик:
Лебедева О.М.
педагог дополнительного образования
Оглавление
1. Пояснительная записка ......................................................................................................................... 3
1.1.
Новизна ..................................................................................................................................... 3
1.2.
Актуальность ........................................................................................................................... 3
1.3.
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы ............................... 3
1.4.
Условия реализации программы и формы организации занятий .................................. 4
1.5.
Ожидаемые результаты: ........................................................................................................ 5
1.6.
Диагностика освоения Программы...................................................................................... 5
2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников. .............................................................. 6
3. Учебный план ........................................................................................................................................ 7
4. Календарно-тематический план на 2024-2025 учебный год (1-й год обучения) .............................. 9
5. Календарно-тематический план на 2024-2025 учебный год (2-й год обучения) ............................ 16
6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса ............................................. 22
7. Список литературы ............................................................................................................................ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ................................................................................................................................... 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ................................................................................................................................... 27
1. Пояснительная записка
1.1.
Новизна
Новизна программы заключается в развитии творческого, нестандартного
подхода у обучающихся к выполнению заданий по выбору композиций,
цветовой гаммы и необходимых материалов для изготовления изделий и
сувениров из бисера.
1.2.
Актуальность
В настоящее время особую актуальность приобретает воспитание у
дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих
умений, осознание ими чувства прекрасного.
Бисероплетение – занятие не только увлекательное, но и полезное. Работа с
бисером развивает у детей художественный вкус, конструктивное мышление,
внимание, наблюдательность, память, пространственное представление,
воспитывает терпение, приучает к аккуратности, точности. Соблюдение
цветового
рисунка
вырабатывает
сосредоточенность.
Изменение
предложенной схемы развивает фантазию. Одновременная работа обеих рук
вырабатывает координацию движений. Бисероплетение формирует навыки
исполнительского мастерства и разрабатывает сложную моторику движения
кисти. А сейчас уже доказана связь способности ребенка совершать
координированные движения пальцев с развитием интеллекта.
Программа по бисероплетению не только формирует и развивает
практические умения и навыки при работе с бисером, но и способствует
развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества,
эстетического отношения к действительности.
1.3.
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы
Главная цель программы - развитие творческой, художественноэстетической личности ребёнка путём самовыражения при создании изделий
из бисера; привлечения детей к прекрасному искусству бисероплетения.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач.
Основные задачи
Обучающие:
- получение и расширение знаний об истории возникновения бисера и
бисероплетения;
- освоение техники бисероплетения на проволоке;
- научить работать по схеме, дополнять или изменять её, составлять свою;
- освоение правил безопасности труда при работе с бисером;
- обогащать речь детей, расширять словарный запас.
Развивающие:
- развитие образного мышления, фантазии, внимания, памяти, творческих
способностей;
- развитие мелкой моторики, тонких и точных движений пальцев рук;
- развивать трудовые навыки, умение доводить начатое дело до конца;
- формирование эстетического художественного вкуса;
- расширение кругозора.
Воспитательные:
- привитие устойчивого интереса детей к работе с бисером;
- побудить желание совершенствоваться в бисероплетении;
- воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия,
аккуратности, усидчивости, терпения;
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим
(доброжелательность, уважение к чужому труду, чувство товарищества).
1.4.
Условия реализации программы и формы организации занятий
Программа предназначена для воспитанников от 5 до 7 лет и рассчитана на 2
года обучения. Занятия проводятся в специальном помещении. Обучение
проводится подгруппами до 10 человек.
Методы и приемы реализации программы
-наглядно-зрительные
(наблюдение,
показ
выполнения
работы,
рассматривание образцов, схем);
- словесные (объяснение механизма выполнения работы, вопросы,
художественное слово, пояснение, поощрение);
- практические (самостоятельное выполнение работы, помощь педагога при
выполнении работы).
Структура занятий:
1 часть – беседа по теме занятия;
2 часть – практическое занятие (рассматривание образцов, схем, показ
способа действия самостоятельное выполнение работы, помощь педагога) с
перерывами на пальчиковые игры;
3 часть – рассматривание полученного результата работы, поощрение детей.
Занятия обязательно включают в себя:
-уточнение правил личной и общей безопасности во время работы с бисером;
- комплексы гимнастик для глаз;
- стихи, загадки по данной теме.
Количество занятий в неделю – 2.
Количество занятий в месяц – 8. В январе – 6 занятий.
Занятия проводятся с октября по апрель текущего учебного года по25-30
минут (в соответствии с требованием к максимально допустимой
образовательной нагрузке для детей 5-7 лет).
1.5.
Ожидаемые результаты:
Дети 5-6 лет (1-й год обучения):
По окончании 1-го года обучения старшие дошкольники знают:
- историю возникновения бисера, что такое бисероплетение;
- название и назначение материалов (бусина, бисер, стеклярус, рубка,
проволока) и ручных инструментов (ножницы, круглогубцы);
- правила безопасности труда при работе с бисером;
- основные приемы техники бисероплетения на проволоке (параллельное,
петельное и игольчатое плетение).
По окончании 1-го года обучения старшие дошкольники умеют:
- организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом,
поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила личной и общей безопасности во время бисероплетения;
- под руководством педагога проводить анализ изделия, планировать
последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата
практической деятельности по эскизу, схеме, образцу;
- самостоятельно подбирать цвет, материал и детали для работы;
- под руководством педагога выполнять работу по изготовлению различных
плоскостных изделий из бисера, используя основные приемы техники
бисероплетения на проволоке.
Дети 6-7 лет (2-й год обучения):
По окончании 2-го года обучения старшие дошкольники знают:
- названия материалов, ручных инструментов и приспособлений;
- правила безопасности труда во время бисероплетения;
- основные приемы техники бисероплетения на проволоке;
- правила планирования и организации труда.
По окончании 2-го года обучения старшие дошкольники умеют:
- составлять схему изделия;
- работать самостоятельно при изготовлении плоскостных изделий из бисера;
- понимать и читать схемы по бисероплетению;
- под руководством педагога выполнять работу по изготовлению объемных
изделий из бисера.
1.6.
Диагностика освоения Программы.
Для проверки усвоения и закрепления пройденного материала проводятся
практические занятия, оформляются выставки.
2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и
строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие
сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно
взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается
от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и
понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых,
одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.
Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее
активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно
часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или,
напротив, существенными изменениями. Конструирование характеризуется
умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность.
Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная
деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по
условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два,
четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Продолжает
совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения
предметов; систематизируются представления детей. Однако дети могут
испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов,
если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного
расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях
восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно
если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом
противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное
мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и
совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности
объекты вступят во взаимодействие и т. д. Кроме того, продолжают
совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического
мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о
классах объектов.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение
будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной
работы по его активизации. Наблюдается переход от непроизвольного к
произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети
могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи
при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети активно занимаются
словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются
синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать,
рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
3. Учебный план
Сетка часов (минут) при двухразовых занятиях в неделю
Дети 5-6 лет (1-й год обучения)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Наименование базовых
тем
Знакомство (история
бисера, материалы и
инструменты, правила
безопасности, образцы
из бисера)
Плетение цепочек
Количество минут
Форма
Всего теоритич. практич. контроля
50
50
беседа
75
15
60
Обучение и закрепление
приемов параллельного
и петельного плетения
(цветок, божья коровка,
домик, рыбки)
Обучение приему
игольчатого плетения
(божья коровка с
ножками, человечки)
Игрушки на ёлку
(снеговик, гриб, ёлочка,
зайчонок, снежинка)
Открытка к Новому году
200
40
160
75
15
60
беседа,
практическое
занятие
125
25
100
75
20
55
В гостях у сказки
«Теремок»
75
20
55
беседа,
практическое
занятие
беседа,
практическое
занятие
беседа,
практическое
беседа,
практическое
занятие
беседа,
практическое
занятие,
выставка
занятие,
выставка
беседа,
практическое
занятие,
выставка
беседа,
практическое
занятие
8.
Мы едем, едем,
едем…(поезд, машины)
100
20
80
9.
Подарки к праздникам
(валентинка, самолет,
кораблик, тюльпан,
открытка к 8 марта)
Мир животных
(ящерица, мышка, заяц,
лиса, медведь, кошка с
бантом)
Космос (космические
корабли)
200
45
155
175
35
140
беседа,
практическое
занятие,
50
10
40
Мир насекомых
(стрекоза, жуки,
бабочки)
150
20
130
беседа,
практическое
занятие,
выставка
беседа,
практическое
занятие,
выставка
итого
1350
22,5
час.
315
1035
10.
11.
12.
Сетка часов (минут) при двухразовых занятиях в неделю
Дети 6-7 лет (2-й год обучения)
№
Наименование базовых
п/п
тем
1. Повтор знаний о
материалах,
инструментах, правилах
безопасности при
бисероплетении
2. Вспоминаем плетение из
бисера по схеме
(украшения, цветы)
3. Фрукты на тарелке
(яблоко, груша)
4.
Морские обитатели
Количество минут
Форма
Всего теоритич. практич. контроля
30
30
беседа
180
30
150
60
10
50
60
10
50
беседа,
практическое
занятие
беседа,
практическое
занятие
беседа,
практическое
занятие,
выставка
беседа,
практическое
занятие,
выставка
беседа,
практическое
занятие,
выставка
Сказочные герои (Кот в
сапогах, Дюймовочка,
Русалочка, лисичка,
Волк, Коза, козлята)
Новый год ( Дед Мороз,
Снегурочка, снеговик –
объемные фигурки;
поделки к коллективной
работе)
Животные в зоопарке
(слон, крокодил,
черепаха, жираф,
обезьянка)
Подарки к праздникам
210
40
170
210
40
170
150
25
125
беседа,
практическое
занятие
270
50
220
Чаепитие (чайный
сервиз, сладости)
120
20
100
10. Космос (космонавт,
инопланетянин)
120
20
100
11. Мир животных в объёме
(собака, черепаха,
лягушка, ящерица)
12. Коллективное панно по
выбору детей
150
25
125
60
20
40
беседа,
практическое
занятие
беседа,
практическое
занятие,
выставка
беседа,
практическое
занятие,
выставка
беседа,
практическое
занятие
беседа,
практическое
занятие,
выставка
5.
6.
7.
8.
9.
Итого:
1620
320
27 час.
1300
4. Календарно-тематический план на 2024-2025 учебный год (1-й год
обучения)
Тема занятия
1
Знакомство-1
Содержание темы
Обеспечение
История возникновения бисера и набор образцов
бисероплетения. Рассматривание из бисера,
изделий из бисера.
образцы бисера,
2.
Знакомство-2
3.
Плетение
цепочек-1
4.
Плетение
цепочек-2
5.
Плетение
цепочек-3
6.
Петельное
плетениеЦветочек
7.
Параллельное
плетение- Божья
коровка
Знакомство с материалом и
инструментами. Основные
правила безопасности при
работе с бисером. Низание
бисера на проволоку – простая
цепочка. Обучение нанизывать
бисер по счету.
Показ образцов украшений из
бисера. Вызвать желание и
интерес у детей к работе.
Обучение низанию бисера цепочка плетением «навстречу».
Плетение кольца
Показ образцов украшений из
бисера. Обучение плетению
цепочки «крестик». Плетение
браслета.
Показ образцов украшений из
бисера. Обучение плетению
цепочки «колечки». Плетение
браслета
знакомство с приёмом
петельного плетения из бисера.
Рассматривание образцов.
Обучение нанизывать бисер по
счету. Формирование умения
выполнять определенные
действия при плетении. Работа
выполняется под диктовку
педагога.
знакомство с приёмом
параллельного плетения из
бисера. Рассматривание
образцов. Закрепление умения
нанизывать бисер по счету.
Формирование умения
выполнять определенные
действия при плетении.
Выполнение работы под
диктовку педагога. Обучение
записи параллельного плетения
с помощью цифр.
проволока,
подложки
набор образцов
из бисера,
образцы бисера,
проволока,
подложки
бисер разного
цвета, проволока
подложки,
образцы изделий
бисер разного
цвета, проволока
подложки,
образцы изделий
бисер разного
цвета, проволока
подложки,
образцы изделий
бисер, проволока,
подложки,
образец изделия,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз,
пальчиковые
игры, картинки
по теме
бисер, проволока,
подложки,
образец изделия,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз,
пальчиковые
игры, картинки
по теме
8.
Петельное и
параллельное
плетениеБабочка.
9.
Параллельное
плетение- Домик
10.
Параллельное и
петельное
плетение.
Аквариум
Параллельное и
петельное
плетение.
Аквариум
Параллельное и
петельное
плетение.
Аквариум
Параллельное и
петельное
плетение.
Аквариум
Игольчатое и
параллельное
плетение- Божья
коровка
11.
12
13.
14.
Использование петельного и
бисер, проволока,
параллельного плетения в одном подложки,
изделии. Плетение по образцу
образец изделия,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз,
пальчиковые
игры, картинки
по теме
Закрепление умения выполнять бисер, проволока,
работу параллельным
подложки,
плетением. Выполнение работы образец изделия,
под диктовку педагога
литературный
материал,
гимнастика для
глаз,
пальчиковые
игры, картинки
по теме
Закрепление технических
бисер, проволока,
навыков и умений в петельном и подложки,
параллельном плетении поделок образцы изделий,
из бисера. Плетение по образцу - литературный
рыбок. Оформление панно
материал,
«Аквариум»
гимнастика для
глаз,
пальчиковые
игры, картинки
по теме, картон
Знакомство с новым способом
плетения – игольчатое плетение.
Упражнение в параллельном и
игольчатом плетении.
Выполнение работы под
диктовку педагога.
бисер, проволока,
подложки,
образец изделия,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз,
пальчиковые
игры
15.
Игольчатое и
параллельное
плетениечеловечек
(мальчик)
Упражнение в параллельном и
игольчатом плетении.
Выполнение работы под
диктовку педагога.
16.
Игольчатое,
петельное и
параллельное
плетениечеловечек
(девочка).
Использование в одном изделии
всех видов плетения.
Упражнение в параллельном,
петельном и игольчатом
плетении. Выполнение работы
под диктовку педагога.
17.
Игрушки на
елку- Снеговик.
Упражнение в параллельном
плетении. Введение схемы
изделия. Формирование умения
читать схему и плести по ней.
18.
Игрушки на
елку- Гриб мухомор.
Упражнение в параллельном
плетении. Введение схемы
изделия. Формирование умения
читать схему и плести по ней.
19.
Игрушки на
елку- Елочка.
Упражнение в параллельном
плетении. Введение схемы
изделия. Формирование умения
читать схему и плести по ней.
бисер, проволока,
подложки,
образец изделия,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз,
пальчиковые
игры
бисер, проволока,
подложки,
образец изделия,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз,
пальчиковые
игры
бисер, проволока,
подложки,
образец изделия,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз,
пальчиковые
игры, картинки
по теме
бисер, проволока,
подложки,
образец изделия,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз,
пальчиковые
игры, картинки
по теме
бисер, проволока,
подложки,
образец изделия,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз,
20
Игрушки на
елку- Зайчонок.
21.
Игрушки на
елку- Снежинка.
22.
Открытка к
Новому году-1
Открытка к
Новому году-2
Открытка к
Новому году-3
23.
24.
25.
26.
27.
28.
В гостях у
сказки.
«Теремок».
В гостях у
сказки.
«Теремок».
В гостях у
сказки.
«Теремок».
Мы едем, едем,
пальчиковые
игры, картинки
по теме
Упражнение в петельном и
бисер, проволока,
параллельном плетении.
подложки,
Введение схемы изделия.
образец изделия,
Формирование умения читать
литературный
схему и плести по ней.
материал,
гимнастика для
глаз,
пальчиковые
игры, картинки
по теме
Упражнение в петельном и
бисер, проволока,
игольчатом плетении.
подложки,
Формирование умения читать
образец изделия,
схему и плести по ней.
литературный
материал,
гимнастика для
глаз,
пальчиковые
игры, картинки
по теме
Рассматривание новогодних
бисер, проволока,
открыток, образцов открыток с
подложки,
использованием украшений из
образцы изделий,
бисера. Придумывание сюжета
гимнастика для
открытки. Подбор образцов.
глаз, игры
Развитие творческого
пальчиковые ,
воображения. Помощь педагога картон, набор
при выполнении работы.
новогодних
открыток
Вспоминаем сказку «Теремок» и бисер, проволока,
её героев. Рассматривание
подложки,
иллюстраций к сказке.
образцы изделий,
Рассматривание предложенных литературный
образцов из бисера и схем к ним. материал,
Обсуждение способов плетения. гимнастика для
По возможности
глаз,
самостоятельное выполнение
пальчиковые
работы. Помощь педагога.
игры, сказка
Коллективная работа по
«Теремок»
созданию панно с изображением
Теремка.
Закрепление знаний о
бисер, проволока,
29.
30.
31.
32.
33.
34.
едем…(Коллекти
вная работа
«Поезд»).
Мы едем, едем,
едем…(Коллекти
вная работа
«Поезд»).
железнодорожном транспорте.
Вызвать желание изготовить
транспорт из бисера.
Рассматривание образцов и
схем, определение способов
плетения. Закрепление
технических навыков и приёмов.
Самостоятельное выполнение
работы и помощь педагога.
Создание коллективной работы:
панно «Поезд».
На улице города- Закрепление знаний о
Машины.
пассажирском транспорте.
На улице города- Вызвать желание изготовить
транспорт из бисера.
Машины.
Рассматривание образцов и
схем, определение способов
плетения. Распределение между
детьми видов транспорта,
которые они будут плести.
Закрепление технических
навыков и приёмов.
Самостоятельное выполнение
работы и помощь педагога.
Создание коллективной работы:
панно «На улице города»
Валентинка к 14 Беседа о празднике. Вызвать
февраля.
желание изготовить подарок
своим близким. Рассматривание
образцов и схем.
Самостоятельное выполнение
работы и помощь педагога.
Подарки папе и
дедушке
(самолет,
кораблик)
Подарки папе и
дедушке
Беседа о празднике 23 февраля.
Вызвать желание изготовить
подарки своим близким.
Рассматривание образцов и
схем. Самостоятельное
выполнение работы и помощь
педагога.
подложки,
образцы изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз,
пальчиковые
игры, картинки
по теме, картон
бисер, проволока,
подложки,
образцы изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз,
пальчиковые
игры, картинки
по теме, картон
бисер, проволока,
подложки,
образцы и схемы
изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз,
пальчиковые
игры
бисер, проволока,
подложки,
образцы и схемы
изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз,
пальчиковые
Открытка к 8
марта-1
Открытка к 8
марта-2
Открытка к 8
марта-3
Беседа о празднике 8 марта.
Вызвать желание изготовить
подарки своим близким.
Рассматривание открыток к 8
марта. Рассматривание образцов
открыток, украшенных бисером,
и схем к образцам.
Самостоятельное выполнение
работы и помощь педагога.
Тюльпан
(объемный
цветок из 4-х
лепестков).
Тюльпан
(объемный
цветок из 4-х
лепестков).
Создание объёмного цветка из
лепестков, выполненных
параллельным плетением.
Рассматривание схемы,
самостоятельное выполнение
работы
40.
Мир животных.
Ящерица.
Путешествие в мир животных.
Рассматривание картинок с
изображением разных
животных. Вызвать желание
создать фигурки животных из
бисера. Рассматривание
образцов и схем, определение
способов плетения.
Самостоятельное выполнение
работы и помощь педагога.
41.
45.
46.
Мир животных.
Мышка.
Мир животных.
Заяц.
Мир животных.
Лиса.
Мир животных.
Медведь.
Кошка с бантом.
Кошка с бантом.
Путешествие в мир животных.
Рассматривание картинок с
изображением разных
животных. Вызвать желание
создать фигурки животных из
бисера. Рассматривание
образцов и схем, определение
способов плетения.
Самостоятельное выполнение
работы и помощь педагога.
47.
Коллективная
Беседа о космосе.
35.
36.
37.
38.
39
42.
43.
44.
игры
бисер, проволока,
подложки,
образцы и схемы
изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз,
пальчиковые
игры, образцы
открыток, картон
бисер, проволока,
подложки,
образец и схема
изделия,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз,
пальчиковые
игры
бисер, проволока,
подложки,
образцы и схемы
изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз,
пальчиковые
игры, картинки
животных
бисер, проволока,
подложки,
образцы и схемы
изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз,
пальчиковые
игры, картинки
животных
бисер, проволока,
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
работа
«Космические
корабли».
Коллективная
работа
«Космические
корабли».
Рассматривание образцов и схем
космических кораблей из
бисера. Самостоятельное
выполнение работы и помощь
педагога. Оформление панно
«Космические корабли».
Мир насекомых
(стрекоза, жуки,
бабочки).
Мир насекомых.
Мир насекомых.
Мир насекомых.
Мир насекомых.
Мир насекомых.
Рассматривание картинок с
изображением различных
насекомых. Вызвать желание
сплести насекомых из бисера.
Рассматривание образцов и
схем, определение способов
плетения. Самостоятельное
выполнение работы.
Организация выставки «Мир
насекомых»
подложки,
образцы и схемы
изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз,
пальчиковые
игры, картинки
по теме, картон
бисер, проволока,
подложки,
образцы и схемы
изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз,
пальчиковые
игры, картинки
по теме, картон
5. Календарно-тематический план на 2024-2025 учебный год (2-й год
обучения)
№ Тема занятия
Содержание темы
п/п
1. Вводное
Закрепление
знаний
о
материалах,
инструментах,
усвоение
правил
техники
безопасности
на
рабочем
месте при бисероплетении.
2. Вспоминаем
Украшения – кольца.
бисер, проволока,
плетение из бисера Зарисовка схемы. Выполнение подложки,
по схеме
работы по схеме.
образцы и схемы
(украшения,
изделий,
цветы)
литературный
материал,
3. Вспоминаем
гимнастика для
плетение из бисера
глаз, пальчиковые
по схеме
игры
(украшения,
цветы)
4. Цветы
Повторение умения и навыков бисер, проволока,
плетения из бисера
подложки,
5. Цветы
6.
Цветы
7.
Цветы
8.
Композиция
«Фрукты на
тарелке». (Яблоко
и груша).
Композиция
«Фрукты на
тарелке». (Яблоко
и груша).
9.
(параллельное плетение).
Зарисовка схем.
Беседа
о
фруктах.
Рассматривание образцов и
схем, определение способов
плетения.
Самостоятельное
выполнение работы и помощь
педагога.
Создание
композиции
«Фрукты
на
тарелке».
10. Морские
обитатели.
Коллективное
панно.
11. Морские
обитатели.
Коллективное
панно.
Беседа о морских обитателях.
Рассматривание
картинок.
Вызвать желание выполнить
коллективную
работу
с
обитателями моря из бисера.
Рассмотреть образцы и схемы,
определить способы плетения.
Каждый ребенок выбирает
своего морского обитателя.
Самостоятельное выполнение
работы. Оформление панно
«Морские обитатели».
12. Сказочные герои Кот в сапогах,
Дюймовочка,
Русалочка,
Лисичка.
13. Сказочные герои Кот в сапогах,
Дюймовочка,
Русалочка,
Лисичка.
14. Сказочные герои Кот в сапогах,
Дюймовочка,
Русалочка,
Лисичка.
Беседа о сказках и сказочных
героях,
рассматривание
иллюстраций.
Вызвать
желание создать изображение
сказочного героя из бисера.
Рассматривание образцов и
схем, определение способов
плетения.
Самостоятельное
выполнение работы и помощь
педагога.
образцы и схемы
изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз, пальчиковые
игры
бисер, проволока,
подложки,
образцы и схемы
изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз, пальчиковые
игры, картон
бисер, проволока,
подложки,
образцы и схемы
изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз, пальчиковые
игры, картинки по
теме, картон
бисер, проволока,
подложки,
образцы и схемы
изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз, пальчиковые
игры,
иллюстрации к
сказкам по теме
15. Сказочные герои Кот в сапогах,
Дюймовочка,
Русалочка,
Лисичка.
16. Сказочные герои Кот в сапогах,
Дюймовочка,
Русалочка,
Лисичка.
17. Коллективная
работа по сказке
«Волк и семеро
козлят».
18. Коллективная
работа по сказке
«Волк и семеро
козлят».
Продолжение
работы. бисер, проволока,
Самостоятельное выполнение подложки,
работы и помощь педагога.
образцы и схемы
изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз, пальчиковые
игры,
иллюстрации к
сказкам по теме
Беседа о сказке «Волк и 7 бисер, проволока,
козлят», о сказочных героях, подложки,
рассматривание иллюстраций. образцы и схемы
Вызвать
желание
создать изделий,
изображение сказочного героя литературный
из бисера. Рассматривание материал,
образцов и схем, определение гимнастика для
способов плетения. Каждый глаз, пальчиковые
ребенок
выбирает
своего игры,
персонажа. Самостоятельное иллюстрации к
выполнение работы и помощь сказке «Волк и 7
педагога. Оформление панно. козлят», картон
19. Дед Мороз
(объемная
фигурка)-1
20. Дед Мороз
(объемная
фигурка)-2
Обучение созданию из бисера
объёмной
фигурки.
Рассматривание образца и
схемы, определение способов
плетения. Показ способов
действия. Выполнение работы
под контролем педагога.
21. Снегурочка
(объемная
фигурка) -1
22. Снегурочка
(объемная
фигурка) -1
Обучение созданию из бисера
объёмной
фигурки.
Рассматривание образца и
схемы определение способов
плетения. Показ способов
действия. Выполнение работы
под контролем педагога.
23. Коллективная
работа «С Новым
годом!» -1
Для коллективной работы «С
Новым годом» обсуждаются
варианты поделок. Каждый
бисер, проволока,
подложки,
образцы и схемы
изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз, пальчиковые
игры
бисер, проволока,
подложки,
образцы и схемы
изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз, пальчиковые
игры
бисер, проволока,
подложки,
образцы и схемы
24.
Коллективная
работа «С Новым
годом!» -2
25. Снеговик
(объемная
фигурка).
26. Животные в
зоопарке. Слон.
27. Животные в
зоопарке.
Крокодил.
28. Животные в
зоопарке.
Черепаха.
29. Животные в
зоопарке. Жираф.
30. Животные в
зоопарке.
Обезьянка.
31. Магнитики на
холодильник
(сердечковалентинка,
мордочки
животных).
32. Магнитики на
холодильник
(сердечковалентинка,
мордочки
животных).
ребенок делает свой выбор.
Рассматривание образцов и
схем, определение способов
плетения. Самостоятельное
выполнение работы.
Оформление коллективной
работы.
Обучение созданию из бисера
объёмной
фигурки.
Рассматривание образца и
схемы, определение способов
плетения. Показ способов
действия. Выполнение работы
под контролем педагога.
Беседа о зоопарке. Вызвать
желание создать фигурки
животных
из
бисера
–
обитателей
зоопарка.
Рассматривание образцов и
схем, определение способов
плетения.
Самостоятельное
выполнение работы и помощь
педагога.
Беседа о праздниках. Вызвать
желание изготовить подарки
своим
близким.
Рассматривание образцов и
схем.
Самостоятельное
выполнение работы.
изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз, пальчиковые
игры, новогодние
открытки, картон
бисер, проволока,
подложки,
образцы и схемы
изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз, пальчиковые
игры
бисер, проволока,
подложки,
образцы и схемы
изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз, пальчиковые
игры, картинки по
теме
бисер, проволока,
подложки,
образцы и схемы
изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз, пальчиковые
игры
33. Подарки папам и
дедушкам к 23
февраля (по
выбору ребенка).
34. Подарки папам и
дедушкам к 23
февраля (по
выбору ребенка).
35. Русский богатырь
(плетение по
схеме).
36. Русский богатырь
(плетение по
схеме).
37. Подарок маме.
Бабочка с
плетеными
крыльями.
Подарок бабушке
(по выбору
ребенка)- 1
38. Подарок маме.
Бабочка с
плетеными
крыльями.
Подарок бабушке
(по выбору
ребенка)- 2
39. Подарок маме.
Бабочка с
плетеными
крыльями.
Подарок бабушке
(по выбору
ребенка)- 3
40. Коллективное
панно «Чаепитие».
Беседа
о
празднике
23
февраля. Вызвать желание
изготовить подарки своим
близким.
Рассматривание
образцов
и
схем.
Самостоятельное выполнение
работы.
бисер, проволока,
подложки,
образцы и схемы
изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз, пальчиковые
игры
Беседа о празднике 8 марта.
Вызвать желание изготовить
подарки
своим
близким.
Рассматривание образцов и
схем.
Самостоятельное
выполнение работы.
бисер, проволока,
подложки,
образцы и схемы
изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз, пальчиковые
игры
Что такое чайный сервиз?
Рассмотреть
картинки.
Вызвать желание изобразить
чайный сервиз из бисера.
Рассмотреть образцы и схемы,
определить способы плетения.
Каждый ребенок выбирает
один из предметов чайного
сервиза.
Самостоятельная
бисер, проволока,
подложки,
образцы и схемы
изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз, пальчиковые
игры, картинки по
работа. Оформление
«Чаепитие».
41. Сладости
42. Сладости
43. Сладости
панно теме, картон
Беседа об угощениях во время
праздников. Вызвать желание
выполнить сладости из бисера.
Рассмотреть образцы и схемы,
определить способы плетения.
Одну из сладостей выполнить
в объёме.
44. Композиция
«Космонавт в
открытом
космосе».
45. Композиция
«Космонавт в
открытом
космосе».
Беседа
о
космосе,
космонавтах. Для создания
композиции «Космонавт в
космосе» плетется фигурка
космонавта из бисера по
схеме.
46. Инопланетянин
(объемная
фигурка).
47. Инопланетянин
(объемная
фигурка).
Фигурка
инопланетянина
объёмная. Выполнение работы
по схеме под контролем
педагога.
бисер, проволока,
подложки,
образцы и схемы
изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз, пальчиковые
игры, картинки по
теме
бисер, проволока,
подложки,
образцы и схемы
изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз, пальчиковые
игры, картинки по
теме, картон
бисер, проволока,
подложки,
образцы и схемы
изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз, пальчиковые
игры, картинки по
теме
48. Собака с
Закрепление
технических бисер, проволока,
косточкой
навыков
и
умений
в подложки,
(объемная
изготовлении
объёмных образцы и схемы
фигурка).
фигурок из бисера.
изделий,
литературный
49. Объемные
материал,
фигурки - черепаха
гимнастика для
50 Объемные
глаз, пальчиковые
фигурки - лягушка
игры
51. Объемные
фигурки - ящерица
52. Объемные
фигурки- ящерица
53. Коллективное
панно (Выбор
детей).
54. Коллективное
панно (Выбор
детей).
Обсуждение
вариантов
поделок. Каждый ребенок
делает
свой
выбор.
Рассматривание образцов и
схем, определение способов
плетения.
Самостоятельное
выполнение
работы.
Оформление
коллективной
работы.
бисер, проволока,
подложки,
образцы и схемы
изделий,
литературный
материал,
гимнастика для
глаз, пальчиковые
игры, картон
6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Бисер разного размера и разного цвета.
Проволока диаметром 0,2 мм и 0,3 мм.
Ножницы, шило, круглогубцы.
Ворсистая ткань – подложка 20Х20 см на каждого ребенка.
картотека «Гимнастика для глаз».
картотека «Пальчиковые игры»
папка «Основные техники плетения из бисера»
папка «Техника безопасности»
Литературный материал для проведения занятий.
папка «Схемы изготовления поделок из бисера».
Образцы поделок.
Наборы картинок по темам: насекомые, рыбы, транспорт, космос, животные,
посуда, сказочные персонажи, сказки, открытки к праздникам.
Наборы цветного картона.
7. Список литературы
Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль; Академия развития; 2007
Е.Виноградова. Бисер для детей. Игрушки и украшения. – М.; Изд-во Эксмо;
СПб; 2004
Золотарева Е.Н. Подарки из бисера. – М.; Айрис-пресс;2007
Ликсо Н.Л. Бисер. – Минск; ООО «Харвест»; 2006
Манкова Т.Н. Бисерная миниатюра: как создать объем. – Ростов н/Д.;
Феникс; 2005
Н.В.Белов. Фигурки из бисера. – Минск; Харвест; 2010
Сахненко Е.Н. Игра в бисер. Рукоделие. Серия «О Кей». Ростов н/Д; Феникс,
2005
Т.Шнуровозова. Фигурки из бисера. Уроки для начинающих. – Ростов н/Д;
Владис; 2011
Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке.
– Ростов н/Д; Феникс; 2004
Фадеева Е.В. Простые поделки из бисера. – М.; Айрис-пресс; 2008
Ю.Лындина. Фигурки из бисера. – М.; Культура и традиции;2001
Ю.С.Лындина. Игрушечки из бисера. – М.; Культура и традиции; 2006
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Методические рекомендации для проведения мониторинга освоения
программы
Для проведения мониторинга освоения программы используются материалы
из:
СахненкоЕ.Н. «Игра в бисер. Рукоделие»,
Н.В.Белов «Фигурки из бисера».
1-й год обучения
освоение техники низания бисера – цепочка
простая цепочка
задание: на проволоку длиной 15 см набрать 10 бисеринок 2-х цветов,
чередуя одну через одну.
цепочка плетением «навстречу»
задание: сплести цепочку плетением «навстречу»
-проволоку длиной 20 см согнуть пополам, нанизать 1 бисеринку и
поместить её в середину проволоки.
- на правый конец проволоки нанизать 1 бисеринку, левый конец проволоки
продеть в ту же бисеринку навстречу правому концу проволоки, потянуть
оба конца проволоки в разные стороны. Продолжить работу.
Время ограничить до 5 мин.
цепочка «крестик»
задание: выполнить цепочку «крестик» на проволоке 20 см.
1. сложить проволоку пополам.
2. нанизать на середину проволоки 4 бисеринки
3. продеть в одну из крайних бисеринок второй конец проволоки и, затянув,
сформировать кольцо. Оба конца проволоки смотрят из этой бисеринки в
разные стороны.
4. нанизать на левый конец проволоки 2 бисеринки, а на правый – 1.
5. протянуть правый конец проволоки через 2ую бисеринку левого конца
проволоки, затянуть, потянув концы проволоки в разные стороны.
Продолжать так делать, пока не кончится проволока.
Время ограничить до 7 мин.
Цепочка «колечки»
задание: выполнить цепочку «колечки».
1. набрать 8 бисеринок на проволоку длиной 25 см.
2. продеть правый конец проволоки через 1ую и 2ую бисеринки, затянуть,
сформировать кольцо.
3. набрать на левый конец проволоки 4 бисеринки, а на правый – 2.
4. продеть правый конец проволоки в две последние бисеринки на левом
конце. Затянуть. Повторять до конца проволоки.
Время ограничить до 10 мин.
освоение правил безопасности
тест «Проверь себя»
задание: найди неверное утверждение:
- хранить бисер необходимо в баночках с плотной крышкой или в закрытых
целлофановых пакетах.
- обрезки от проволоки можно бросать на пол.
- с бисером надо работать аккуратно, не брать его в рот.
- ножницы надо хранить в определенном месте.
- можно резать ножницами на ходу.
- в конце работы нужно убрать свое рабочее место.
овладение приемами плетения из бисера
параллельное плетение
задание: выполнить приёмом параллельного плетения листик, используя
запись 1-2-3-3-3-2-1, где цифры обозначают количество бисеринок в каждом
ряду.
петельное плетение
задание: сплести 3 петельки, используя для каждой петли 9 бисеринок и для
каждой петли свой цвет (по выбору ребенка)
Набрать правым концом проволоки длиной 15 см 9 бисеринок одного цвета,
при этом левый конец проволоки придержать рукой, чтобы бисеринки не
соскользнули с проволоки. Пропустить правый конец проволоки через
первую бисеринку в сторону левого конца проволоки (оба конца проволоки
выходят из бисеринки с одной стороны). Подтянуть проволоку, сформировав
петельку. Для следующей петельки взять бисеринки другого цвета.
Продолжить плетение.
игольчатое плетение
задание: сплести 3 иголочки, используя для каждой иголки 5 бисеринок.
Набрать правым концом проволоки длиной 20 см 5 бисеринок, при этом
левый конец проволоки придержать рукой, чтобы бисеринки не соскользнули
с проволоки. Протянуть правый конец проволоки сразу через 4 бисеринки в
обратную сторону кроме той, которая была нанизана последней (оба конца
проволоки выходят с одной стороны первой бисеринки). Подтянуть
проволоку, сформировав иголочку. Продолжать работу дальше.
умение плести, используя образец и схему
задание: получив образец или схему изделия, определить какая используется
техника плетения, сплести эту поделку по образцу или схеме.
Время – до 15 мин.
2-й год обучения
владение приёмами плетения из бисера
Использовать задания по 1-му году обучения, ограничив по времени (5 – 10
минут).
умение пользоваться схемой плетения
задание: получив схему изделия, определить, какая используется техника
плетения, рассказать о последовательности выполнения работ.
умение плести плоскостные изделия
задание: получив схему изделия, сплести эту поделку по схеме.
Время – до 10 мин.
умение читать схему объёмного изделия
задание: получив схему изделия, определить, какая используется техника
плетения, рассказать о последовательности выполнения работ.
умение плести объёмные изделия
задание: получив схему изделия, сплести эту поделку по схеме.
Время – до 15 мин.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Таблица 1 Мониторинг освоения программы по бисероплетению (1-й год обучения)
№
ФИ ребенка
освоение техники низания бисера –
цепочка
проста
я
навстреч
у
крестик
колечко
освоение овладение приемам плетения из
умение плести,
правил
бисера
используя
безопас- параллель петельно игольчат образец
схему
ности
ное
е
ое
1б – не всегда понимает, с трудом доводит дело до конца, работа небрежная
2б – с удовольствием работает, но требуется помощь педагога
3б – выполняет работу самостоятельно
таблица 2 Мониторинг освоения программы по бисероплетению (2-й год обучения)
№
п/п
ФИ ребенка
владение приёмами плетения из бисера
параллельное
петельное
игольчатое
н
к
Н
к
н
к
умение
умение
умение
умение
пользоваться
плести
читать
плести
схемой
плоскостные
схему
объёмны
плетения
изделия
объёмног
е
о изделия изделия
н
к
Н
1б – не всегда понимает, с трудом доводит дело до конца, работа небрежная
2б – с удовольствием работает, но требуется помощь педагога
3б–выполняет работу самостоятельно – начало года; к – конец года.
к
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Правила безопасности при работе с бисером
1. Соблюдать правильную организацию рабочего места. Все должно лежать
на своих местах.
2. Ножницы класть справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя,
подальше от края стола. Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями
и кольцами вперед.
3. С бисером работать аккуратно, не брать в рот. Хранить бисер в
специальных баночках или пластиковых пакетиках.
4. Для работы с бисером использовать ворсистую ткань размером 20Х20 см,
которая не позволит бисеру раскатываться по столу.
5. Освещение должно быть достаточным, но не излишне ярким. Иначе блики
от бисера будут утомлять глаза. Лучше всего работать при естественном
освещении.
6. Работа с бисером дает большую нагрузку на зрение. В работе со сложными
и объемными изделиями нужно делать перерывы. Выполнять гимнастику для
глаз и спины. Не старайтесь делать все и сразу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Организация рабочего места
Работа с бисером – увлекательное занятие. Но для того, чтобы не уставать
быстро и не испортить зрение, очень важно правильно организовать рабочее
место.
Лучше всего работать за столом при дневном свете или свете потолочной
люстры. Свет должен падать таким образом, чтобы тень от рук и головы не
ложилась на рабочую поверхность стола. Если освещения недостаточно, то
можно воспользоваться настольной лампой мощностью не более 40 вт. Это
позволит избежать дополнительной нагрузки на глаза.
На поверхности стола нужно расстелить мягкую ворсистую ткань (или
дощечку, обернутую такой тканью) размером 20Х20 см, на которую будет
насыпаться бисер. Ворсинки ткани не позволят бисеринкам раскатываться во
время работы. Ткань должна быть однотонной, спокойной расцветки, чтобы
бисер был хорошо виден и не уставали глаза. Можно использовать два
оттенка ткани – темный и светлый – для разного бисера.
Бисер удобно хранить в
полиэтиленовых пакетиках.
небольших
баночках,
пузырьках
или
Начиная работу, бисер высыпают на ткань небольшими горками, не
смешивая их между собой.
Если рабочее место оборудовано правильно, то работать будет легко и
приятно. Но в любом случае следует ограничить время занятий бисером до 1
часа в день.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Гимнастика для глаз
Гимнастика для глаз с использованием стихотворений
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз
Видеть будем скоро лучше,
Убедитесь вы сейчас!
Движения глаз согласно тексту: влево – вправо – вверх – вниз. По кругу:
вверх – влево – вниз – вправо, вверх – вправо – вниз – влево. Смотрим на
кончик пальца, приближая и удаляя от глаз. Зажмуриться и 10 раз
моргнуть.
Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!
Движения глаз: круговые – вверх – влево – вниз – вправо – вверх – вправо –
вниз – влево. Влево. Вправо. Вверх. Вниз. Зажмурить глаза, поморгать 10
раз. (Повторить 2 раза)
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть – не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива.
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
Обвести глазами круг. Посмотреть вверх, посмотреть вниз. Посмотреть
влево – вправо, влево – вправо. Посмотреть вниз, вверх. Зажмурить глаза,
поморгать 10 раз. (Повтор 2 раза)
Веселая неделька
Всю неделю по порядку Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся.
Вниз посмотрят на траву - И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх, опустить вниз. Голова - неподвижна. (Для снятия
глазного напряжения).
Во вторник часики глаза Водят взгляд туда – сюда.
Ходят влево, ходят вправо, Не устанут никогда.
Глаза смотрят влево – вправо. Голова - неподвижна. (Для снятия глазного
напряжения).
В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять. Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем. Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти. Широко открыть глаза. (Для
снятия глазного напряжения).
По четвергам мы смотрим вдаль. На это времени не жаль.
Что вблизи и что вдали Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой. Поставить палец на расстоянии 25-30 см от
глаз. Перевести взор на кончик пальца и смотреть на него. Опустить руку.
(Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию).
В пятницу мы не зевали. Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх. Обратно: влево – вниз –
вправо – вверх. (Совершенствует сложные движения глаз).
Хоть в субботу выходной Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем в нижний левый угол.
Перевести взгляд в верхний левый, затем в нижний правый угол.
(Совершенствует сложные движения глаз).
В воскресенье будем спать. А потом пойдем гулять.
Чтобы глазки закалялись Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки. Массировать их с помощью круговых движений пальцев:
верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного
края века к носу. Затем наоборот. (Расслабляет мышцы и улучшает
кровообращение).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Литературный материал
Домик
Я построю домик
Для своих друзей:
Зайки, мишки, ежика,
Куколки своей.
Бабочка (загадка)
В ярком платье модница,
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится - отдыхает.
Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Божья коровка
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руке,
Пусть сидит в кармашке.
Глазок два, а ножек шесть,
Пятнышки на спинке.
Вот красивая трава,
На – поешь травинки.
Рыбка (загадка)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Рыба (загадка)
Крылья есть,
Да не летает,
Ног нет,
Да не догонишь.
Человечек
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю.
Снеговик
Е.Коркина
Выпал снег. Зима кругом.
Я скатаю снежный ком.
Ком на ком и сверху ком.
Станет снег снеговиком.
Рот, и нос, и две руки,
И глазенки-угольки…
Снеговик взаправдашний!
Гриб – мухомор (загадка)
С виду гриб я, и хороший,
Шапка красная в горошек,
Но обходят стороной
И не знаются со мной.
Мухомор
В.Телегина
Шапочка атласная,
Красная – красная.
Белые горошины
Поверху брошены.
А на ножке – белый бант.
Это что еще за франт?
Как на праздник вырядился,
На поляну выкатился!
- Знаем, знаем!
Ты хорош да пригож,
Да в лукошко не гож!
Елочка
Девочки и мальчики,
Берегите пальчики.
У зеленой елочки
Колючие иголочки.
Елка
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки,
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки.
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
Зайка (загадка)
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка:
Кто же это?..
Снежинка (загадка)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
З.Рождественская
Белая, узорная звездочка-малютка,
Ты лети мне на руку, посиди минутку.
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
Тюльпан
Г.Долженко
Весеннее солнце с улыбкой взошло,
Бросая свой луч на полянку.
Где алой волной на легком ветру
Тюльпаны вальсируют в танце.
Г.Долженко
На альпийских лугах
Расцвели тюльпаны –
Зеленый, стройный стебелек,
Цветные сарафаны.
Ящерица (загадка)
Она, как змейка, в траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост оборвет –
Другой наживет.
Зайчик (загадка)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
Зайчик
Заяц – зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
Лиса (загадка)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
Медведь (загадка)
Кто осенью спать ложится,
А весной встает?
Котик
Беленький, пушистый котик
Моет язычком животик.
Моет ушки, моет лапки,
А на лапках цап-царапки.
Ракета (загадка)
Крыльев нет,
Но эта птица
Полетит И прилунится.
Стрекоза (загадка)
Маленький вертолет
Летит назад и вперед,
Большие глаза,
Кто это?..
Любопытная бабочка
Г.Глушнев
Белыми крыльями
Машет капустница.
Только поднимется –
Тут же опустится.
Сядет на краешек
Белой ромашки:
Мед или чай
В этой маленькой чашке?
Бабочка
Г.Долженко
Бархатные крылышки,
Чарующий полет,
В танце водят бабочки
Волшебный хоровод.
Пестренькие платьица
Присели на листок.
Тронь – и вновь закружится
Порхающий цветок.
Цветок
В.Викторов
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал,
А зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял – и завял,
А сколько бы он
На лугу простоял!