РП Танцевальная гимнастика (3-4 лет.)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №112
комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Принята
Педагогическим советом
ГБДОУ детский сад №112
Протокол №1 от 29.08.2024

Утверждаю
Заведующий ГБДОУ детский сад № 112
______________Коновалова М.Е.
Приказ № 107-од от 29.08.2024

Подписан: Коновалова Мария
Ефремовна
DN: C=RU, OU=Заведующий,
O=ГБДОУ детский сад №112
Фрунзенского района СПб,
CN=Коновалова Мария Ефремовна,
E=dou112@edu-frn.spb.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2025-04-23 14:33:54

Рабочая программа

реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Танцевальная гимнастика»
для обучающихся 3- 4 лет
на 2024 -2025 учебный год

Разработчик:
Гулова Натела Рубеновна
педагог дополнительного образования

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ......................................................................................... 3
2. Возрастные особенности детей 3-4лет ............................................................... 4
3. Учебный план........................................................................................................ 5
4. Календарно-тематический план занятий на 2024-2025 учебный год для детей
3-4 лет .......................................................................................................................... 7
5. Материально-техничесоке обеспечение ............................................................ 15
6. Список литературы............................................................................................. 15

Пояснительная записка
Значение развития в дошкольный период.
В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться
мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребёнка
средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии
творческой и гармонично - успешной личности ребёнка.
Детские танцы - это изучение основных средств выразительности (движения и позы,
пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького
человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца
начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре
ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.
Танцевальная гимнастика на отделении раннего эстетического образования входит в
систему музыкального воспитания. На занятиях происходит изучение тех элементов
выразительности, которые естественно и логично могут быть отражены в движении, где
развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы,
походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки
(сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.) Танец обучает правилам
поведения, хорошим манерам, культуре общения, развивает ассоциативное мышление,
пробуждает фантазию и побуждает к творчеству. Содержание уроков «ритмика» создаёт
условия для самореализации личности, раскрытия её творческого потенциала.
Актуальность: отличительной особенностью программы является необходимость более
раннего обучения детей ритмике, которая направлена на раскрытие способностей
учащихся, формирование культуры поведения и общения, воспитание и реализацию
творческого материала соответственно их психофизическому развитию. Вариантность
использования предлагаемого материала, (т. е. на каждом уроке используется задания всех
разделов).

3

2. Возрастные особенности детей 3-4 лет
Дошкольный возраст-один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого
человека. Именно в эти годы закладываются основы нравственного и физического
развития ребенка, формируется личность человека. К 3 годам нормальный ребенок
владеет почти всеми основными движениями и начинает их реализовывать. Детям 3-4 лет
свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические
возможности. Дети этого возраста еще не владеют четкими движениями при ходьбе, не
могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. В этом периоде отмечается
повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и
выполнении однотипных движений. Движения этих детей недостаточно согласованы, им
трудно выполнять танцевальные композиции, но они могут стараться выполнять
движения по показу. В этом возрасте нужно больше давать ритмических упражнений и
игр и использовать различные образы в показе упражнений.
Развитие творческого потенциала ребёнка, воспитание национального
самосознания к музыке через танец, воспитание музыкально-двигательной культуры.
Задачи программы:
• Укрепление и сохранение здоровья детей младшего школьного возраста.
• Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и
координационные способности.
• Воспитание организованной, гармонически развитой личности.
• Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.
• Способствовать укреплению мышц пальцев, кисти и развивать мелкую моторику
рук.
• Развитие музыкально-выразительных представлений и творческой активности
восприятия характера музыки
• Содействовать развитию чувства ритма, музыкально-ритмической памяти и
сознательное освоение детьми метроритмической структуры музыки.
Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества
танцевальных движений и танцев.
Содержание программы выстраивается с учётом следующих направлений:
• Дать учащемуся необходимые двигательные навыки.
• Увлечь, заинтересовать, предоставить возможность почувствовать радость от ощущения
своего тела, свободно двигающегося и подчиняющегося музыкальным ритмам.
• Способствовать гармоническому развитию души и тела ребёнка.
• Создание развивающей среды и обеспечение необходимых условий для личностного
развития детей.
На первых этапах работы с детьми танцевальная гимнастика строится на основных
движениях: ходьба, бег, прыжки ( с соблюдением правильного положения корпуса при
движении и торможении), гимнастические и общеразвивающие упражнения с предметом
и без предмета (развитие всех групп мышц), построения и перестроения, танцевальные
движения, подвижные игры.
Форма и режим занятий:
-

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 3-4 года.
Срок реализации: 1 год обучения.
Занятия проводятся 2 раз в неделю.
Продолжительность 1 академического часа, устанавливается : 15 мин. первый
год обучения, 20 мин. второй год обучения.
Количественный состав группы: 10-15 человек.
Образовательная деятельность проходит в форме подгрупповых занятий в

вечернее время в количестве 2-х занятий в неделю.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
-

Открытые занятия для родителей;
Участия
З.Учебно-тематический план
Первый год обучения дети от 3 до 4 лет

№
1
2
3
4

Наименование разделов и тем
Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений
Партерная гимнастика
Фитбол-аэробика
Танцевальная этюды, игры, танцы
Итоговые занятие.

Итого:

Кол.часов
18
13
6
15
2
54

Основные методы обучения:
-

наглядный - практический качественный показ;
словесный - объяснение, желательно образный;
игровой - учебный материал в игровой форме;
творческий - самостоятельное создание учащимися музыкально - двигательных
образов.

Требования к музыкальному оформлению занятий:
-

-

Качественная фонограмма, записанная на CD-дисках.
Музыкальное произведение подбирается к каждой части урока.
Песни и мелодии доступны по форме , жанру, стилю и характеру для восприятия
детьми.
В оформлении урока можно использовать: классическую музыку русских и
зарубежных композиторов; народную музыку; музыку в современных
ритмах.
Иметь выразительную мелодию и четкую фразировку.
Быть близким по содержанию детским интересам.

Перечень учебно-методического обеспечения.
-

Спортивный зал.
Методические пособия.
Аудиокассеты, СД - диски.
Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный центр.
Спортивный инвентарь: резиновые мячи среднего размера, фитбольные
мячи, ленточки, колечки, верёвочки, обручи.

Первый год обучения.
Дети 3-4 лет отличаются, как известно, большой подвижностью, неустойчивостью
внимания, неумением долго сосредотачиваться на одном задании. Поэтому следует
ограничиваться небольшим количеством самых необходимых подготовительных
упражнений, имеющих целью: сохранение правильной осанки, ознакомление с основными
положениями ног и рук, развитие первоначальных танцевальных навыков. Большое
внимание уделяется упражнениям, построенным на простых движениях, которые
принимают игровую форму и развивают у детей навык согласовать свои движения с
музыкой, помогают им освоиться в новой для них обстановке, научиться правильно вести
себя в коллективе. В младшем школьном возрасте закладываются основы, от которых в
дальнейшем будет зависеть успех занятий ритмикой и танцем

4. Календарно-тематический план занятий на 2024-2025 учебный год
Октябрь
Раздел
Танцевальная
азбука и
элементы
танцевальных
движений

Партерная
гимнастика

Задачи
Ознакомление
детей с
танцевальной
азбукой.

Содержание
Репертуар
Неделя
- постановка корпуса; "Тик - так", "Гуси"
- упражнение головой;
I - II
- упражнения для плеч.

— ходьба: простой шаг
в «Бременские
Ознакомление
разном темпе и
детей с элементами характере
музыканты»
танцевальных
движений.
Ознакомление с
элементами
партерной
гимнастики.

Лежа на спине: «Шамаханская
напряжение брюшных и
царица";
тазобедренных мышц с
вытягиванием ног в
коленях и стопах
Развитие гибкости прямой позиции. первой
и укрепление мышц
брюшного пресса. Лежа на животе:
подъем корпуса с
«Кошечка»
опорой на руки затем
без опоры.

III - IV

I - II

III - IV

Упражнение
«Кошечка»

Фитболаэробика

Танцевальная
этюды, игры,
таниы

Развитие
координации
движений с эл-ми
самомассажа.
Освоение навыка
положения на мяче.

-Сед на мяче с
«Ушастый нянь»;
различными исходными
положениями рук.
- Танцевальные
движения.
«Воробьиная
- Правильная посадка на дискотека»
мяче.

Составление
этюдов на основе
изученных
танцевальных
элементов;

- Специальные
«Кузнечик»
упражнения для
согласования движений
с музыкой: хлопки,
притопы на сильную
долю такта.
«Делай как я!»
- Упражнения в ходьбе
и беге по звуковому
зрит, сигналу.

Ознакомление
детей с играми;

I - II

III - IV

I - II

III - IV

НОЯБРЬ
Раздел
Танцевальная
азбука и
элементы
танцевальных
движений

Партерная
гимнастика

Задачи
Ознакомление с
элементами
танцевальных
движений.
Ознакомление с
танцевальным
рисунком.

Укрепление мышц
стопы, спины.
Упражнения на
растяжку.

Содержание
Репертуар
«Бременские
- Упражнения для рук
- «Ветряные мельницы"; музыканты»
- Упражнения для
корпуса;
«Незнайка»
- Упражнения для ног
«Пружинки»
- Построения в круг.
«Куколки»
- Лёжа на

спине
«Лягушка»

Проводится под
подсчёт и по
показу.
Индивидуальный
подход.

спине,
упражнение «Самолёт»

Неделя
I - II
III

IV

I - II

- Лёжа на

Фитболаэробика

III - IV

«Ладошка»
Укрепление мышц - Сидя на мяче,
свода стопы и
упражнения стопами на
закрепление
сведение и разведение;
навыков правильной - Упражнения для мышц
осанки, сидя на
ног;
мяче.
- Упражнения для мышц
спины.
« На болоте»

Танцевальная
этюды, игры,
танцы

Составление этюдов -Выполнение
«Солнышко и
на основе
танцевальных движений дождик»
изученных танц. эл- под текст песни;
ов.
- Упражнения в беге, по
Ознакомление детей звуковому сигналу.
«Мишка
с играми.
косолапый»

I - II
III - IV

I - II
III - IV

ДЕКАБРЬ
Раздел
Танцевальная
азбука и
элементы
танцевальных
движений

Партерная
гимнастика

Фитбол-аэробика

Задачи
Ознакомление с

Содержание
Репертуар
- Танцевальный бег «Бременские

танцевальными
движениями.
Закрепление
навыков
танцевальных
движений.
Ознакомление с
танцевальным
рисунком.

с различным исх.
положением рук;
- Притопы;
- Упражнения с
колечками;
- Построения в
линии и в
рассыпную.

Развитие гибкости и
подвижности в
суставах.
Укрепление мышц
рук, ног.

- Лёжа на спине,
«Мишка»
привидение ног в
положение первой
выворотной
позиции;
- Сидя на полу,
упражнение «веер»,
«Кошечка»
«книжка»;
- Упражнение
«Мишка»

Укрепление и
развитие мышц
шейного отдела
позвоночника.
Формирование
правильной осанки.

музыканты»

Неделя
I - II

«Капельки»

- Сидя на мяче,
«Кукушечка»
повороты и наклоны
головы;
- Удержание
равновесия на мяче
при выполнении
упражнений.
«Мама-квочка»

III - IV

I - II

III - IV

I - II

III - IV

Танцевальная
этюды, игры,
танцы

Повторение
танцевальных
композиций на
основе изученного
материала.
Ознакомление детей
с играми.

- Самостоятельное «Мишка косолапый»
выполнение
I - II
танцевальных
движений в
соответствии с
текстом песни;
- Смена упражнения
по сигналу музыки «Автомобили»
III - IV

9

ЯНВАРЬ
Раздел
Танцевальная
азбука и элементы
танцевальных
движений

Партерная
гимнастика

Задачи
Ознакомление с
танцевальной азбукой
и танцевальными
движениями.

Содержание
для
стоп: «Ёлочка»,
«Носок, пяточка»;
- Галопы с
различным
исходным
положением рук.
- Упражнения

Укрепление свода
-Лежа на спине:
стопы и мышц
приведение ног в
брюшного пресса.
положение первой
Развитие подвижности выворотной
в суставах
позиции.

Репертуар
«Бременские
музыканты»

«Трамвайчик»

Проводится под
подсчёт и по
показу.
Индивидуальный
подход.

- Лежа на

спине:
подтягивание к
груди согнутой в
колене ноги
(каждой
поочередно)затем
двух ног
одновременно в
положение
«калачик».

Неделя

I - II
III - IV
I

II

-Сидя на полу:
наклоны корпуса к
ногам по первой
прямой, затем по
первой выворотной
позиции.

III

-Сидя на полу:
поочередное, затем
одновременное
сокращение стоп из
прямого и
выворотного
положения.

IV

- Сидя на полу:

«лягушка».

Фитболаэробика

Повторение
- Сидя на мяче,
изученного материала. упражнения для
Укрепление мышц
мышц спины,
спины и шейного
удержание
отдела позвоночника. равновесия
- Повороты,
наклоны и
покачивания

«Ушастый нянь»,
«На болоте»
I – II

«Кукушечка»

III - IV

головы.

Повторение ранее
Танцевальная
этюды,
игры, изученных
танцевальных этюдов.
танцы
Применение
подвижных игр на
занятии.
Самостоятельный
выбор подвижномузыкальной игры.

ФЕВРАЛЬ
Раздел
Танцевальная
азбука и
элементы
танцевальных
движений

Партерная
гимнастика

Задачи
Выполнение
упражнений
танцевальной азбуки.
Разучивание
танцевальных
элементов.

Укрепление мышц
спины и брюшного
пресса.

Танцевальные
движения и
элементы,
объединенные в
танцевальную
композицию;
- Подвижная игра
«Автомобили»,
«Делай как я»,
«Солнышко и
дождик».

I – II

-

Содержание
- Упражнение
«Притопы»: удар
одной ногой в пол,
поочерёдные удары
правой и левой
ногой;
- Прыжки по
принципу
контраста
(«Воробышки»,
«Обезьянки»).
- Лежа на спине:
подтягивание к
груди согнутой в
колене ноги
(каждой
поочередно)затем
двух ног
одновременно в
положение
«калачик».
- Лежа на спине: раскачивание
вперед - назад в
положении
«калачик».
- Упражнение на

«Мишка косолапый»

«Кузнечик»

Репертуар
«Трамвайчик»

III - IV

Неделя
I – II

«Капельки»

Проводится под
подсчёт и по
показу.
Индивидуальный
подход.
«Кошечка»

III - IV

I

II

III

полу «Уголок»;
IV

Упражнение лёжа
на животе
«Лодочка»;
-

Упражнение
«Кошечка».
-

Фитболаэробика

Танцевальная
этюды, игры,
танцы

Укрепление мышц
плечевого пояса и
мышц стопы.

- Упражнение сидя «Белоруска»
на мяче, руки
согнуты вперед,
предплечья
повороты вправовлево;
- Упражнение для «Голубой вагон»
стоп, сведение и
разведение;
- Упражнение для
стоп, поднимание
на носок пятку.

Составление этюдов - Танцевальные
«Две подружки»
на основе изученного движения, позиции
материала.
рук и их смены;
-Выставление ног
Повторение
изученных подвижных вперед, в сторону
на носок;
игр.
- Полу приседы и «Автомобили».
подъемы на носки.

I – II

III - IV

I – II

III - IV

март
Раздел
Танцевальная
азбука и элементы
танцевальных
движений

Задачи
Выполнение
упражнений
танцевальной азбуки.
Ознакомление с
танцевальными
движениями, с
использованием
атрибутов.

Содержание
для
рук- «Стрелка
часов»;
- Упражнение с
мячом.
III - IV
- Упражнение
I – II

Репертуар

Неделя

«Часики» «Весёлый
I – II
III - IV

мячик»

Партерная
гимнастика

Развитие гибкости.
- Упражнения сидя
Укрепление рук, ног. на полу: «Веер»,
«Лягушка»,
«Коробочка».

Проводится под
подсчёт и по показу.
Индивидуальный
подход.
«Кошечка»
I – II
III - IV

Фитболаэробика

Удержание
правильной осанки.
Укрепление мышц
спины.

- Упражнения сидя
на мяче, наклоны
вперед-назад,
повороты вправовлево;
«Мама квочка»
-Упражнения лёжа
на мяче,
прокатывание и
покачивания лежа
на животе.
«Мячик»
Составление этюдов - Танцевальные
Танцевальная
этюды,
игры, на основе изученного движения, позиции
рук и их смены; материала.
танцы
Выставление ног
Ознакомление с
подвижными играми. вперед, в сторону Две подружки»
на носок;
- Полу приседы и
подъемы на носки.

I – II

III - IV

I – II
III - IV

«Автомобили».

АПРЕЛЬ
Раздел
Задачи
Танцевальная азбука и Повторение всех
элементы тан цевал изученных
танцевальных
ьных движений
движений и
элементов.

Содержание
Репертуар Неделя
«Трамвайчик»
- Упражнения для
I – II
мышц шеи, плечевого
пояса, рук, корпуса;
- Ходьба в разном
темпе;
- Галопы, прыжки, бег.
«Капельки»
III - IV

Партерная
гимнастика

Фитбол-аэробика

Самостоятельн I – II
Развитие мышц спины - Упражнения:
и брюшного пресса. «Лягушка»; «Уголок»; ое выполнение
«Книжка»; «Самолёт»; упражнений по III - IV
Закрепление
«Лодочка»; «Рыбка» команде
упражнений на
преподавателя.
гибкость.

Закрепление умений и - Упражнения сидя на «Мама квочка» I – II
навыков выполнения мяче, с сохранением «Белоруска»
упражнений на
равновесия;
фитбольных мячах.
- Упражнения лёжа на
мяче, поочерёдное
поднимание плечевого
«Ушастый
пояса и ног от пола.
III - IV
нянь»,

Танцевальная этюды, Повторение ранее
изученных танцев с
игры, танцы
привлечением в пары
родителей.

- Танцевальные

«Две
подружки»
«Кузнечик»

упражнения:
«Пружинки»;
повороты на носках,
прыжки и подскоки с
продвижением вперед
«Мишка
и по кругу.
косолапый»
- Танцевальные
упражнения в паре.

I – II

III - IV

5. Материально-техническое обеспечение.
Предметы, используемые для реализации программы. На занятиях по ритмопластике
используются различные предметы: платочки, бубны, ленточки на кольцах, ленточки на
палочках обручи, плоские кольца, флажки, султанчики, погремушки, цветы, воздушные
шарики, мячи, колокольчики, шляпки. Для открытых уроков и отчетных концертов
используются также костюмы и дополнительные атрибуты, для яркости представления
приобретенных навыков по программе «Ритмопластика» Технические средства
Музыкальный центр, аудио материал, ноутбук или планшет.
Список использованной и рекомендуемой литературы.
1. Барышникова Т. К., Азбука хореографии; С. - П. «Респекс» «Люкси»
1996г.
2. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып. 1,2. — М.: Музыка, 1978.
3. Пуртова Т. В., Беликова А. П., Кветная О. В. Учите детей танцевать,
«Владос», - М. 2004г.
4. Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике: 1 кл. - М.: Музыка, 1995
5. Франио Г. Методическое пособие по ритмике: 2кл. - М.: Музыка, 1996.
6. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. - М.: Советский композитор,
1990.
7. Федотова С. Г., Примерная программа для детских хореографических
школ и хореографических отделений детских школ искусств, - М.
2003г.
8. Яновская В. Ритмика. - М.: Музыка, 1979.
9. Фирилёва Ж. Е., Сайкина Е.Г., Танцевально-игровая гимнастика для детей Са- ФиДансе.-СПб.:» Детство-пресс»
10. Кузьмина С.В., Сайкина Е. Г.,Программно-методическое обеспечение занятий
фитбол-аэробикой с детьми:-СПб.:РГПУ им. А. И. Герцена.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».